Быть наставником

1683

Нас с детства окружало множество взрослых: друзья и коллеги родителей, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Мы смотрели на них и старались понять, как устроен их взрослый мир, чтобы однажды стать его частью.

Когда ребёнок живёт в детском доме, мира взрослых как будто и не существует. Есть только воспитатели и дети, которым не хватает заботы и внимания. Поэтому только 10% из числа выпускников детского дома социализируются и находят своё место во взрослой жизни, ведь откуда  им о ней узнать?

Чтобы показать ребёнку жизнь за пределами детского дома, фонд «Солнечный город» запустил проект «Наставничество». 

В рамках проекта у ребёнка появляется значимый взрослый – старший друг, который будет искренне интересоваться его жизнью и поддерживать его, поможет советом и объяснит. В проекте участвуют подростки из детских домов  от 12 лет, наставник должен быть старше 24 лет.

Мы видим примеры, как индивидуальный подход меняет детей. Самому младшему участнику проекта  12. Раньше у него были проблемы в общении: в ходе разговора он задавал миллион вопросов. Любой собеседник от такой «информационной атаки» быстро уставал.

А потом у него появился наставник – чудесная женщина, которой не жаль времени выслушать его и ответить на все вопросы. И знаете, что произошло? Он стал спокойнее, ушла тревожность. Ведь раньше взрослые постоянно исчезали из его жизни, и ему казалось, что он не успеет спросить, сказать, узнать. Как только он понял, что наставник – это человек, который останется рядом, этот страх ушёл. 

«У «Наставничества» есть очень конкретный результат: дети, у которых есть наставник, не сбегают из детского дома  – говорит главный психолог проекта Анна Грицко. – Ни одного побега за год! А ведь среди ребят есть и те, кто сбегал постоянно. Когда мы несколько месяцев назад поделились нашей статистикой с сотрудниками детского дома, то они отнеслись к этому скептически. Нам ответили, что это всё потому, что дети ждут новогодних подарков и как только их получат, то снова начнут сбегать. Как видите, прошло уже достаточно времени, и никакие меркантильные причины тут ни при чём».

Как происходит работа наставника и подростка? Сначала им нужно выбрать друг друга. После того, как взрослый заполняет анкету, проводится собеседование в формате «быстрого свидания», на котором будущий наставник рассказывает, чему он может научить, а подросток решает, интересно ему будет с этим человеком или нет. 


Да, иногда установить с ребёнком контакт бывает нелегко. У каждого из них своя непростая история. Им трудно пустить кого-то в свой мир. Но преодолеть этот барьер можно – в этом наставнику помогают психологи и специалисты. 


Сейчас в проекте участвуют 29 пар наставник-ребёнок. Хотя их отношения похожи на родственные, взрослых учат соблюдать границы. Прежде всего, наставник – это человек, который будет вместе с ребёнком ставить цели и помогать добиваться их.

Целеполагание – очень важное направление в нашей работе. Проблема всех детдомовских – это то, что они не соотносят свои желания с реальностью. Мы периодически делаем «коллаж желаний». Это не просто развлечение. Так мы можем понять, чего на самом деле хочет ребёнок.  Вот, например, подросток хочет в будущем стать крутым юристом, а учиться идёт в кулинарный техникум. И на этом этапе важно показать ребёнку это несоответствие и найти путь осуществления его мечты.

Профориентация – это тоже важно. Чтобы понять, кем ты хочешь стать в будущем, нужно сначала попробовать или, по крайней мере, узнать, что тебе нравится. Часто наставника и ребёнка объединяет общее хобби. Так, например, есть замечательная пара, где взрослый мужчина-наставник подарил мальчику настоящее увлечение – знание радиотехники. Теперь к мальчику весь детский дом бегает чинить всё – от ручки двери до сотового телефона. А ведь это может стать его будущей профессией.

У детей, у которых есть наставник, намного больше шансов попасть в те самые 10%, которые после выпуска смогут жить обычной жизнью. 

ебёнок в детском доме живёт в искусственных условиях. Показать ему путь в реальную жизнь может только неравнодушный взрослый. Конечно, это большая и трудная работа, ведь нужно установить контакт с ребёнком, проводить с ним время, быть на связи. Но в результате мы можем подарить ребёнку шанс на нормальное будущее.

Если вы хотите стать наставиком, пожалуйста, заполните анкету на сайте www.nastavnik54.ru

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg