Друг для сироты

2866
такие дела 1.jpg

Воспитанникам детских домов трудно общаться с людьми за пределами детского дома: они закомплексованы и стеснительны. Плохо разбираются в людях и не знают, кому можно доверять, как расходовать деньги. Часто становятся жертвами мошенников. Не справляются в новых условиях, которые требуют от подростка большей самостоятельности и ответственности. У подростков из детских домов мало шансов найти настоящего друга. Воспитателям часто не хватает времени на задушевные беседы и детальный интерес к жизни одного ребенка. Помочь изменить ситуацию могут наставники. 

Собственный взрослый

Катя и Олеся пьют чай с каравайцами за угловым столиком кафе и что-то оживленно обсуждают, склонившись друг к другу. То ли две подружки, то ли сестры. Меньше всего мизансцена в кафе напоминает солидно звучащую «встречу с наставником».

Олесе 16 лет, в этом году она оканчивает школу и собирается поступать в Рязанский госуниверситет. На педагогику или социологию. Олеся — сирота. В одном из детских домов Рязанской области она с сестрами и братом оказалась весной 2016 года после самоубийства папы. Геннадий пять лет растил семерых детей один. Их мама погибла в ДТП еще в 2011 году. Что послужило последней каплей, загнавшей многодетного отца в петлю в деревенском сарае, сказать сложно. Пожар, уничтоживший их дом за три недели до трагедии, излишнее внимание чиновников, усталость, отчаяние. За один месяц дети лишились дома, всех своих вещей и единственного родного взрослого человека. В интернате Олеся увлеклась учебой. Говорит, в начальной школе было сложнее. У папы не хватало рук помогать всем своим школьникам.

Две старшие сестры Олеси ушли из интерната после девятого класса, уже вернулись в родную деревню и стали мамами. Но у Олеси совсем другой план на будущее. 

такие дела 2.jpg

Когда в интернате рассказали, что скоро у всех, кто захочет, появятся наставники, Олеся сразу сказала «хочу». Одна из первых заполнила анкету и почти год ждала свою Катю.

Пару ребенок — наставник подбирают психолог и куратор проекта со стороны интерната, который хорошо знает детей. Права выбора и смотрин у наставника нет.

«Я никак заранее не представляла себе, какой она будет. Просто очень ждала, когда у меня будет наставница. У моей сестры уже была, и ей нравилось. А в день, когда Катя первый раз приехала, я попросила подружек заглянуть посмотреть на нее. Они прибежали и говорят: “Офигеть! У тебя такая наставница красивая”», — вспоминает с улыбкой Олеся. 

такие дела 3.jpg

Наставница Олеси Екатерина Терехова — в Рязани человек известный. Журналистка и ведущая местного телевидения, активная, яркая, увлеченная. Кате 31 год, у нее две маленькие дочки, три с половиной года и 10 месяцев.

О программе наставничества для подростков из детских домов она случайно прочитала в соцсетях знакомого. Тот стал наставником для мальчика из интерната, рассказывал об этом у себя на странице и призывал подписчиков поддержать проект. Катя зашла по ссылке, перевела деньги на проект и зачиталась историями. А сердце екало: «Смогу ли и я так?» Проект ее зацепил, но страх заставил усомниться, готова ли она к такой ответственности, надо ли ей это. Несколько месяцев мысль о наставничестве Катю не отпускала. А потом она поняла, что надо. В мае прошлого года заполнила анкету. Лето ушло на сбор документов и обучение. На тренингах разбирали сложные и конфликтные ситуации, которые могут происходить между наставником и ребенком. Катя говорит, что ей с Олесей сказочно повезло. Ни с чем из описанного она не столкнулась.

— Наставничество — это не про детско-родительские отношения, как иногда думают, а про партнерство, — говорит Катя.

— Про дружбу, — добавляет Олеся.

В российских учреждениях для детей, оставшихся без попечения взрослых, сегодня воспитывается около 37 тысяч человек. 80 процентов из них — это дети старше 12 лет. Подростков неохотно берут приемные семьи. Многие подросшие дети и сами отказываются идти жить в чужой монастырь, имея за плечами негативный опыт возвратов. В итоге в самый уязвимый и важный момент взросления — выпуск из интерната — подросток оказывается без значимого взрослого, который искренне интересуется его жизнью, поддерживает и помогает подготовиться к жизни за стенами детского дома. 

такие дела 4.jpg

Я перебираю стопку анкет, заполненных подростками, которые хотят, чтобы у них появился наставник. Слова «дружба» и «дружить» встречаются практически в каждой. Такого общения с людьми не из системы детям очень не хватает.

«Мне интересно проводить с Катей время, просто разговаривать. В интернате я уже всех знаю, круг общения ограничен. С ней можно посоветоваться. Вот у меня была проблема, что подарить молодому человеку, я посоветовалась со своей Катей», — говорит Олеся.

«СВОЯ Катя» звучит у Олеси по-особенному. Наличие наставника, утверждает мониторинг МГППУ, повышает самооценку и самоуважение ребенка. И на 15,5 процента показывает рост благополучия подростков, воспитывающихся в детских учреждениях.

Друг на всю жизнь

Стать наставником может любой взрослый старше 24 лет. Но на всех этапах подготовки и собеседованиях еще до первой встречи с ребенком куратор предлагает оценить свои силы. Потому что наставничество — это долгосрочные отношения. Общение не заканчивается с выпуском из интерната или совершеннолетием ребенка. Наоборот, значимость наставника в это время возрастает. 

такие дела 5.jpg

«Смысл как раз в том, чтобы поддержать подопечного, когда рядом нет уже воспитателей и других взрослых, к которым ребенок привык обращаться для решения своих вопросов. Но начинается наше знакомство в интернате, когда пройти острые углы, если они возникнут, помогут психолог, куратор, воспитатель. В идеале это дружба на всю жизнь», — говорит Катя.

По условиям программы раз в неделю наставник с ребенком встречаются лично. Сначала на территории интерната, а когда отношения уже сложатся, администрация интерната разрешает выезжать за территорию. Катя с Олесей ходили вместе к парикмахеру, косметологу и дерматологу. «По всяким важным девочковым делам», — хитро улыбаются обе. Таких дел у них впереди еще много. 

такие дела 6.jpg

Проекты по наставничеству есть у многих российских благотворительных фондов, которые занимаются помощью и социализацией детей, оставшихся без попечения взрослых. Один из самых масштабных проектов в 2014 году запустил новосибирский благотворительный фонд «Солнечный город». Технология и методология, разработанные сибиряками, оказались настолько успешными, что ими заинтересовались некоммерческие организации из других регионов. Они включают в себя этапы отбора и подготовки и обучения наставников, подготовки детей, знакомство наставника и ребенка, систему поддержки пар, тимбилдинг в проекте, оценку эффективности проекта через обратную связь от детей, наставников и воспитателей. Сейчас «Наставничество» от «Солнечного города» реализуется в 25 российских регионах и в Алматы. Новосибирцы помогают формировать команды проекта, обучая кураторов и психологов. За восемь лет было создано 1469 пар ребенок — наставник. Проект работает в 83 сиротских учреждениях. 

такие дела 7.jpg

В Рязани «Наставничество» заработало осенью 2020 года (проект запустился в партнерстве с АНО поддержки интересов семьи и детства «ПроДетство»), но пока только в двух интернатах. Запустить проект сразу во всех учреждениях, где воспитываются и учатся подростки, просто не хватает ресурсов. Да и детей, которые хотели бы обрести взрослого друга и наставника, сейчас больше, чем самих наставников. На их привлечение тоже необходимы ресурсы.

Повлиять на ситуацию может каждый. Можно заполнить анкету и стать наставником подростка из детского дома или поддержать этот важный проект «Солнечного города» пожертвованием. Пожалуйста, сделайте это прямо сейчас! Пусть сироты обретут своих значимых взрослых!

Материал «Друг для сироты» можно прочитать на портале «Такие дела». Большое спасибо за текст Римме Авшалумовой, а за фото Елене Хазиной! 


logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg