Два года в Ояше как дома

339
20.04.2018
%d0%a2%d0%ba%d0%b0%d1%87 30 34

Мы часто рассказываем вам про Ояш. Иногда кажется, что даже слишком часто. Но каждый раз, встречаясь с психологами и воспитателями, наблюдая за тем, как меняется жизнь детей и какими становятся сами дети, каких результатов добилась команда проекта «Как дома: в Ояше», мы просто не можем не говорить об этом.

 

Я недавно такое увидела: Наташа опоздала на полдник. Соня заметила, что она ничего не успела съесть, и начала её кормить печенюшками

 

Мы приезжаем в интернат и заходим в группу №3 – ту самую, с которой два года назад начался проект. Будний день, почти все дети на занятиях, но нас встречает Наташа – девочка, которую считали «самой тяжёлой» в группе. Она подходит к каждому гостю, внимательно заглядывает в глаза. Потом крепко хватает меня за палец и ведёт в комнату. Я вижу, как преобразилась спальня: туда установили новые кровати с перегородками, и теперь у каждой девочки есть своё личное пространство.

Показав мне комнату, Наташа подходит к директору фонда Марине Аксеновой, заглядывает в её сумку, вытаскивает из неё вещи, изучает их, и, не найдя ничего интересного, убирает на место. Воспитатели смеются и радуются – они помнят, какой была девочка всего пару лет назад: ни на что не реагировала и большую часть дня просто хаотично перемещалась по комнате. А ещё совершенно не замечала других людей, и уж конечно, не смотрела в глаза. Тогда все искренне считали, что помочь ей невозможно.

В Ояшинском детском доме-интернате живут дети с разной степенью умственной отсталости, синдромом Дауна, аутизмом и ДЦП. Два года назад, когда ещё не запустился проект «Как дома», таким детям «оказывали услуги» – медицинские, социально-бытовые, образовательные. Теперь на смену такому подходу пришла «забота с уважением». Сегодня в актовом зале интерната собрались психологи, логопеды, врачи и воспитатели, чтобы подвести итоги двухлетней работы проекта. Кроме доклада о том, как проходит обучение специалистов и какие новые технологии используются в работе с детьми, они рассказывают о своих подопечных, показывают видео, делятся наблюдениями.

– Я недавно такое увидела: Наташа опоздала на полдник. Соня заметила, что она ничего не успела съесть, и начала её кормить печенюшками, – рассказывает педагог-психолог Лариса Викторовна Водолажная.

– А я другую картину наблюдала: девочек угостили вафлями к обеду. Наталья съела свою вафлю, а потом молча стянула вафлю у Эржены. А та вопит! – Смеётся Любовь Николаевна Присмакина, директор интерната.

 

Казалось бы, девочку стоит пожурить за то, что забирает еду у соседки, да и вообще, ничего необычного в этом нет. Кроме одного: этим девчонкам – по 10-12 лет. А играть, общаться и отбирать друг у друга вафли они научились совсем недавно.

 

Психологи показывают видео из той же третьей группы. Маша и Эржена сидят рядом на диване и играют с куклой: лечат, ставят укол, баюкают и успокаивают. Все действия сопровождают речью, а значит, полностью осознают, что и зачем делают. Они настолько увлечены игрой, что, кажется, совсем не замечают, что их кто-то снимает. А ведь когда Эржена пришла в группу, она вообще не хотела подпускать к себе других детей – начинала кричать и прогонять. Сейчас у неё появилась подружка Маша, которую она сама зовёт играть, а по вечерам укладывает спать. И теперь у каждого ребёнка есть не только близкий взрослый, но и лучший друг.

Вот ещё одно видео: Наташа играет с куклами. Аккуратно рассаживает их на полке, поправляет им платья. Потом подходит к Соне и отдаёт игрушку ей. А когда Соня роняет куклу, Наташа поднимает её с пола, крепко обнимает и сажает рядом с остальными.

 

Когда дети чувствуют, что о них заботятся, когда они привязаны к взрослому, они чувствуют себя в безопасности и могут идти дальше: играть, познавать мир, общаться. Они учатся заботиться о других и всё, что происходит с ними в жизни, переносят в игру.

 

Преобразования в группе мальчиков начались год назад, но и за это время результаты очень заметны. Воспитательница Наталья рассказывает, что раньше, когда дети только начинали играть с куклами, ведущая роль принадлежала ей: она сама инициировала игру, показывала, как одевать куклу, купать, укладывать спать. Сейчас она просто наблюдатель. Дети сами выбирают игрушки, придумывают сюжет, выбирают партнёра для игры. Главное, что требуется от воспитателя – не прерывать игру, не мешать и не помогать без необходимости. Близкие взрослые стали чаще замечать сигналы детей и менять своё поведение в зависимости от них.

Психологи рассказывают очень показательную историю: мальчик Серёжа совсем не умел держать ложку, не брал её, даже когда ему сжимали руку. И специалисты нашли для него решение: сделали ложку с толстой тяжёлой ручкой. Он научился её держать!

Врачи-психиатры делают постоянные замеры, сколько раз за определённое время дети занимаются самостимуляцией – раскачиваются, бесцельно ходят по комнате, бегают, вертят в руках один и тот же предмет. Так они пытаются заглушить страдания и ощутить себя в пространстве. В начале проекта дети не переставали раскачиваться в течение контрольных пяти минут. А теперь – и за 40 минут ни одного эпизода. Даже самый «сложный» мальчик Ваня  теперь увлечён игрой в мяч, стал принимать участие в общих занятиях. Дима любит играть с кукольной посудкой, Саша – в стирку. А Егор увлекается конструкторами и строит большие замки. Все заняты делом.

В семейных группах регулярно проходят обучающие занятия «круг». Дети со взрослыми садятся в круг, а психолог или логопед показывает для них модели игры, проводит разные упражнения. Дети уже знают: когда психолог заходит в группу с большим солнцем в руках или звенит колокольчиком – нужно нести коврики и рассаживаться. Включаются даже дети, которые приходят позже. Детей очень дисциплинирует и успокаивает такая игра: в ней есть чёткие правила, определённый ритм, предсказуемость. Никто никого не перебивает, не отбирает игрушки. Все ждут своей очереди. И даже те, кто не хочет играть, спокойно сидят и наблюдают.

Ещё одно нововведение в Ояше – альтернативная коммуникация. Не все дети понимают речь, умеют говорить и тем более читать. Поэтому нужны были инструменты, которые помогут им ориентироваться в пространстве, учиться, выражать свои желания. Теперь по всему интернату расклеены стрелочки-указатели со схематичными картинками: столовая, медпункт, бассейн, массаж. Такие обозначения вводятся и в группах – в каждой свои, для каждого ребёнка разрабатывают систему, которая поможет именно ему. Например, для Наташи сделали специальный альбом с фотографиями её самой, различных предметов, игрушек. Для Сони повесили визуальное расписание дня, карточки с любимыми игрушками. Девчонки узнают себя, соотносят предметы и их изображения.

Похожие карточки есть и в группах мальчишек, тем более что там больше детей, которые пока не говорят. В ванной висит схематичный алгоритм мытья рук, в комнате – режим дня. Для школьников сделали обучающие отдельные карточки с временами года и днями недели.

 

Парень, совершенно слепой, очень расстраивается, когда слышит звон колокольчика, ведь это значит, что «круг» на сегодня закончен

 

Одна из важнейших целей команды на ближайший год – перевести на семейную модель группы милосердия. В этих группах живут дети со сложными и множественными нарушениями развития. Раньше считалось, что такие дети должны всё время проводить в кроватях – там их и кормили, и умывали. С ними мало играли и разговаривали, почти не обучали. Естественно, дети не показывали, чего они хотят, не привлекали к себе внимание, случались даже эпизоды аутоагрессии. И помещение, где они жили, было больше похоже на больницу, чем на жилую комнату.

Сейчас в этой группе начались изменения. Официально проект ещё не запустился, но первые изменения начались уже в феврале. Детей разделили на две подгруппы. Одну из них переселили в отдельную комнату, там оборудовали место для приёма пищи, поставили  специальные стулья со столешницами и фиксаторами для детей с ДЦП. И теперь почти все дети едят самостоятельно или с небольшой помощью взрослого.

Для ребят устроили игровую комнату – специально переоборудовали нежилое помещение. Теперь там есть мягкий и утеплённый пол, низкие стеллажи с игрушками, большое зеркало. Взрослые с детьми теперь играют на полу, а дети сами выбирают игрушки, ведь теперь это делать стало намного удобнее. Правильно организованная и насыщенная среда сама побуждает ребёнка выбирать, играть и взаимодействовать с другими.

В группе начали проводить музыкальные занятия и тот самый «круг». И дети начали взаимодействовать друг с другом и со взрослыми, проявлять эмоции и выражать свои желания. Один мальчик до сих пор не хочет контактировать с другими людьми, но всегда сидит рядом – ему интересно, что происходит в группе. А другой парень, совершенно слепой, очень расстраивается, когда слышит звон колокольчика, ведь это значит, что «круг» на сегодня закончен.

Ребёнок перестал быть объектом ухода, теперь он главный герой своей жизни.

Такие истории здесь – не редкость. Сначала кажется, что ничего нельзя изменить, ведь диагноз слишком сложный. А ребёнку просто нужен был близкий человек рядом – и тогда окажется, что рядом столько всего интересного! Нужно всё изучить, поиграть со всеми куклами и машинками, послушать все мелодии в музыкальных книжках, познакомиться с новыми друзьями, которых ты раньше не замечал. И на страдания времени уже не остаётся, ведь вокруг – огромный интересный мир.

Рассказать друзьям
Напишите нам!