"Человеку нужен человек, обязательно..."

389
17 сентября, 2019
Dsc 2718

Мы, совместно с благотворительным фондом "Ключ", сняли 3 обучающих фильма, которые будут полезны всем сотрудникам, работающим с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. 

Фильмы находятся на нашем ютуб-канале. Вы можете в любой момент ими воспользоваться совершенно бесплатно. 

Ребенку, который оказался в детском доме-интернате, непросто. Непросто выстраивать доверительные отношения, непросто рассказывать о себе и совсем не просто взаимодействовать с миром за пределами учреждения. А если речь идет о детях с ограниченными возможностями здоровья и с нарушением развития,  тут совсем все сложно с коммуникацией. 

Представьте себе мальчика, который не говорит и не  двигается. Все, что он может, - хныкать, шевелить губами, широко открывать и закрывать глаза. Чего хочет мальчик? Что любит? Нам с вами сложно ответить на эти вопросы. Ему тоже! Он не знает. Ему просто никто не рассказывал об этом. Все, что раньше у него было, - постоянные осмотры врача. Но правда в том, что этот мальчик все чувствует: страх перед неизвестностью, одиночество, он может злиться и радоваться... Ему может быть больно. Только он об этом, конечно, не скажет. Лишь нахмурит брови, но никто не заметит, потому что таких мальчиков и девочек в Ояшинском детском доме-интернате много. 

 

 

Поэтому каждому ребенку нужен близкий взрослый, наставник-друг, который поможет научиться общаться и понимать этот мир. Ведь через общение мы развиваемся. Разговаривая, слушая и наблюдая, мы учимся новому, перенимаем чужой опыт и делимся своим, что немаловажно, мы становимся лучше, больше понимаем, пытаемся говорить о своих желаниях и распознавать, чего от нас хотят другие. 

В 2016 году наш фонд предложил реализовывать проект "Как дома: в Ояше". Тогда Любовь Николаевна Присмакина, директор Ояшинского детского дома-интерната, и другие сотрудники учреждения полностью нас поддержали. Они дружно стали участвовать в преобразованиях и помогли создать для "особенных" детей уютную и домашнюю атмосверу.

А ведь раньше все было иначе. Дети были малоактивны, несоциализированы, не умели общаться с «соседями по группе» и воспитателями. И первостепенной была, конечно, медицинская помощь. Но ведь каждый ребенок заслуживает внимания и заботы не только докторов.

После того как Министерство труда и социального развития выделило 20 миллионов рублей для развития Ояшинского детского дома-интерната, это позволило увеличить количество сотрудников: помощников воспитателей, нянь, психологов и логопедов. Группы стали меньше - в них не 12, а 8 детей. Малышам начали уделять больше внимания, а белые стены расписали яркими красками. Добавили развивающих игрушек, закупили новую мебель. А также за каждым ребенком закрепили конкретного близкого взрослого, который не просто следит за ним, а заботится и помогает развиваться.

“Близкий взрослый - это мама. С их появлением у детей исчезла агрессия, они стали общительнее и доброжелательнее. Мы делаем лучше их, а они нас. Главное - разговаривать с ребенком, спрашивать его, прежде чем что-то сделать.  Им ведь не все равно” - поделилась Вера Фисенко, воспитатель.

 

 

“Мы перестали быть для детей просто воспитателями, а стали теми, кто всегда рядом и помогает, кто учится понимать ребенка, даже если он ничего не говорит” - рассказала старший воспитатель детского дома-интерната Ояш Ирина Лакиза.

Но мы прекрасно понимаем, что изменить среду обитания недостаточно, нужно еще компетентное окружение для таких детей. Нужны взрослые, которые умеют понимать потребности детей по взгляду, по жестам, по мимике. Поэтому, совместно с благотворительным фондом "Ключ", мы обучаем персонал в Ояше работать по принципам “заботы с уважением”, когда взрослый все делает с учетом потребностей ребенка, а не наоборот. И это одно из самых важных направлений проекта, потому что именно от их работы зависит качество жизни ребенка, его здоровье, и физическое, и эмоциональное. 

 

 

Мы, совместно с благотворительным фондом "Ключ", сняли 3 обучающих фильма. Они будут полезны всем сотрудникам, работающим с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. В фильмах рассказываем о некоторых формах работы с "особенными" ребятами, благодаря которым они учатся общаться, понимать себя и мир.

Семейный час: это технология, которая позволяет ребенку и его близкому взрослому побыть вместе. Время, когда двери группы закрываются для посторонних. Воспитатели и дети остаются наедине: общаются, играют в развивающие игры, узнают друг друга. Это позволяет взрослому и ребенку установить доверительные отношения и сформировать или укрепить эмоциональную привязанность к друг другу. 

“Раньше ты все время смотрел на дверь, она постоянно открывалась. То доктор придет, то кого-то на занятия заберут. Сейчас у нас просто табличка есть “семейный час”. Это наше время, наше общение с детьми. Мы не отвлекаемся, мы расслаблены” - говорит Наталья Дериглазова, воспитатель.

Книга жизни: это альбом, благодаря которому можно развить коммуникативные навыки ребенка. Нам всем нужно знать свое прошлое, чтобы понимать, кто мы и на что способны. Именно поэтому почти у каждого ребенка в Ояше есть книги жизни, где собраны фотографии, рисунки и аппликации детей.  Там же написана их история, откуда они, кто их кровные родственники. Книга рассказывает и о близком окружении ребенка: воспитателях, нянях, докторах, других детях. Так малыш учится осознавать себя и то, что он не один, что рядом есть другие люди.

“Каждый раз, когда дети разглядывают свою книгу, они переживают то, что было в тот или иной момент. Они узнают свои рисунки, показывают “это мое”, “это я умею”, распознают лица людей и себя. У них поднимается настроение, они вспоминают и понимают, что все это было на самом деле” - рассказывает психолог Лариса Водолазная.

Круг. Мы уже говорили, что раньше дети в основном лежали в кроватях, мало двигались, играли и совсем не взаимодействовали друг с другом. Технология “Круг” позволяет всем детям и взрослым узнать друг друга и развить какие-либо навыки через игры: как чистить зубы, заправлять кровать или накрывать на стол. 

“У каждого ребенка и взрослого есть свой коврик. Все садятся в круг и начинается общение. Это похоже на какую-то магию, дети раскрываются, совершенно по-другому себя ведут. Конечно, если ребенок не хочет играть, никто его не заставляет, взрослый спокойно выполняет все упражнения. Собственным примером мы показываем, как надо. И тут важный момент - мы ничего не делаем за детей, а делаем все вместе, направляем или подсказываем. Только так, с поддержкой, но все-таки самостоятельно ребенок может чему-то научиться” - говорит старший воспитатель Ирина Лакизо. 

 

 

Все эти три технологии направлены на то, чтобы выстроить доверительные отношения с близким взрослым, научить детей понимать себя, взаимодействовать с другими. Уже сейчас мы можем наблюдать прогресс у “особенных детей”. Они становятся увереннее и осознают свои возможности. За счет проведения 

“Я меньше назначаю “тяжелые” препараты, потому что дети становятся лучше, спокойнее. Они узнают нас и уже не боятся, когда к ним прикасаешься, наоборот, они сами обнимают нас. Это приятно” - утверждает Елена Попова, врач-психиатр.

Семейный час, Книга жизни, и Круг - это действительно очень эффективные методики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря им дети могут почуствовть, что они действительно дома.

Рассказать друзьям

Напишите нам!

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», я даю согласие на обработку персональных данных