Дети февраля

2096

Фонд «Солнечный город» познакомился с семьёй Шелковниковых, которые воспитывают 10 приёмных детей, через неравнодушного человека Татьяну Лещинскую. Мы помогли Александру и Ларисе приобрести микроавтобус, чтобы они смогли все вместе ездить в свои путешествия, и старшим мальчикам при этом не приходилось размещаться в багажнике старой папиной «Волги». С тех пор как в 2014-м Шелковниковы стали участниками проекта «Новая семья» и теперь пристраивают к дому просторную столовую, директору фонда Марине приходится звонить им каждый месяц и строго спрашивать, не взяли ли они ещё какого-нибудь ребёнка.

Они отвечают, что нет, но сами продолжают думать, чем отвлечь строгого директора детского фонда, который считает, что 10 – это уже более чем достаточно, и ещё кого-нибудь спасти от одиночества. Я много была о них наслышана, но сама ни разу не видела. И вот в самый зимний из всех осенних дней мы отправились в путь, чтобы узнать, как фильм «Ирония судьбы» помогает в решении проблем, и что нужно, чтобы почувствовать себя мамой.

На улице пурга. Выехав из Новосибирска около девяти, в двенадцать мы уже стоим на пороге деревенского дома в частном секторе соседнего сибирского города Барнаула. Нас встречает папа Саша – для нас Александр, в чём-то вроде телогрейки, наброшенной на плечи. 

– Так и знал, что вы кого-то ещё привезёте! – говорит он, кивая на меня, и мы проходим на кухню. 

Она небольшая. Место, где готовят, отгорожено, и даже есть специальное окошечко, через которое можно передавать готовые блюда в «столовую». На стене фотографии. Вот на этой дети улыбаются во весь рот, а родители стоят серьёзные. Что же там происходило? А здесь, смотрите, наоборот: родители улыбаются, а малышня преисполнена серьёзной торжественности. Кстати, у папы Саши есть фотография, где с ним за руку здоровается президент. Настоящий. Старшая дочь потрудилась в программе Photoshop и подарила этот снимок папе на День рождения. По деревне тут же слух пошёл, что Сашка-то из 54-го дома не так прост. Соседи приходили смотреть. Александр сохранял невозмутимость. 

На столе рядом с печеньем в виде сердец появляется солёная рыба: папа Саша сам солил. 

Благодаря проекту «Новая семья» 28 детей стали жить дома, а всего семьи, с которыми сотрудничает фонд, воспитывают 72 детей. 

– А хотите сала? Сам делал. Ну по кусочку, а? Мороз вон какой на улице! Полезно же, между прочим!

Сопротивляемся. Идём осматривать будущую новую кухню, где пока идёт ремонт. 

– У вас мебель-то есть? – спрашивает Марина.

– Пока нет! – жизнерадостно отвечают мама Лариса и папа Саша. И рассказывают, что пока они поставят ту, что есть, а когда подкопят денег, то тут же новую купят. 

– Зато, представляете, какой здесь стол можно поставить! Пельменей на нём налепим! – говорит глава семьи, размахивая руками.

Пока взрослые обсуждают серьезные вопросы о ремонте, квадратных метрах, шпаклёвках и отоплении, я увязываюсь за детьми и поднимаюсь по крутой лестнице на второй этаж, где находятся их владения. 

Маленькая Даша пулей заносится в каждую из четырех комнат – мальчики и девочки живут отдельно, и пытается показать всё самой первой. Она горестно вздыхает по поводу того, что я так медленно передвигаюсь и так туго всё понимаю, и через мгновение уже оказывается на подоконнике, тычется носом в стекло, смеется и пытается показать, что там, во дворе, у них теплица. 

«Солнечный город» в сентябре 2009 года приступил к реализации проекта «Новая семья», чтобы хотя бы у нескольких детей-сирот появилась возможность обрести любящих родителей.

– Пока ребёнка не увидишь, никакой большой любви к нему не испытываешь. А потом начинаешь влюбляться, – говорит Александр. 

– Вот знаете, в молодости я себя не чувствовала так сильно мамой. А когда детей стало шестеро, тогда наконец пришло это: «Я – мама». 

– И все дети вас мамой называют?

– Да. Вот Лёша только долго не называл. Даже папу стал раньше папой звать. Я переживала. Когда, наконец, он вдруг сказал мне «мама» – я как ребенок, помню, радовалась. 

У Лёши, как и у всех здесь, своя непростая история. Он видел, как его кровная мать убила отца ножницами. Первое время мальчик закатывал истерики, потом успокоился. Сейчас это уже старшеклассник, к которому липнет половина девчонок школы.

– Лешка тут у нас драться начал. Я, конечно, с ним разговариваю, выясняю, что да как. За что дерёшься, спрашиваю. Но запрещать пацанам драться, я считаю, нельзя, а то бабами вырастут, – говорит папа Саша. 

Муж и жена сидят за столом и с таким кайфом рассказывают о своей жизни с этим огромным «детским садом», что невольно думаешь, как такое вообще возможно в нашем мире, где рождение одного ребёнка уже считается подвигом и актом самоотверженности. История Саши и Ларисы началась в 98-м году. У нее тогда уже была маленькая дочь Наташа и планы переезжать в город. 

За время существования проекта «Новая семья» была оказана помощь 13 семьям на сумму 13 126 055 рублей. 

– Как-то вечером он приходит и говорит: «Давай вместе телевизор смотреть». Там как раз сериал «Богатые тоже плачут» показывали. Я его спрашиваю, мол, у тебя что, телевизора дома нет?

Александр подружился с малышкой Наташей. Через месяц притащил маме и дочке большую сумку фруктов. На следующий день после этого принес свои вещи постирать, а через двое суток сказал, что в город никто не поедет, потому что жить они будут на земле. 

В этом месте родительского рассказа в комнату влетает Дашка. Захлебывается смехом, с размаху прыгает папе на колени и смотрит на нас в упор. 

– Тогда будешь читать стихотворение.

– Да не надо, Саш, – говорит Лариса.

– Нет, пусть читает. Зря учила что ли?

Мгновенно откуда-то возникает табуретка, на неё сильные руки взгромождают нарядную хохочущую девочку, и она начинает: «Тра-та-та-та. Тра-та-та». Отчитав до конца, она с таким же восторгом уносится обратно и плюхается наверху со смехом на кровать.

Когда Даша появилась в семье, ей было два года. Теперь уже скоро в первый класс. 

– Нам её отдавать не хотели. Говорили, что ребёнок больной и у нас денег не хватит его вылечить. Заведующая сама трясла ей ручки и кричала: «Видите, у нее же эпилепсия скоро начнется – куда вам её!» – вспоминает Александр.

Когда старшей Наташе было четыре, у Ларисы и Саши родился сын Илюша, и они стали ждать третьего. Прошёл год. Потом ещё. И врачи вынесли свой вердикт: «Даже не думайте».

– Я начал её уговаривать сходить в детский дом. Просто посмотреть.

– «Ты уверен, что сможешь жить с чужим ребёнком?» – спрашивала я его. А он мне, помню, тогда ответил: «Как ребенок может быть чужим?»

Наблюдать за тем, как Саша с Ларисой что-то рассказывают, – отдельное удовольствие. Они то и дело договаривают предложение, которое начал другой. Лариса легонько шлёпает мужа по руке и выкрикивает: «Ну дай мне сказать!» А папа закрывает рукой рот: «Ой, молчу-молчу!» Или напускает на себя загадочность и полушёпотом сообщает, что сказанное сейчас будет не для печати. 

На этапе диагностики и выбора участников проекта мы работаем со специалистами, которые проводят комплексную диагностику семей, изъявивших желание принять участие в проекте.

Так вот, перед тем как всё началось, у них состоялся такой разговор. Лариса продолжала сомневаться: «Что если ты этого ребёнка будешь растить, вкладывать в него. А потом, когда состаришься и будешь валяться немощный на полу, он просто переступит через тебя и уйдёт?» На что Александр ответил: «А если родной переступит?»

Первой в семье появилась трехлетняя Женя. Она долго лежала в больнице, и чтобы узнать о её здоровье, будущему папе Саше приходилось звонить в регистратуру и представляться Жениным отцом. 

 

– Ах, вы папаша? Ну здрасьте! Сколько оплеух мне надавали медсёстры, думая, что я непутёвый отец! Делать нечего, приходилось слушать. А потом аккуратно в конце спрашивать: а здоровье-то её как? – улыбается папа теперь уже двенадцати детей. 

– Вывели нам Женечку тогда во всём драном. Хотя она как куколка сама была. 

 

Мы её тут же переодели, приезжаем домой, а соседи нам говорят: «Да вы дураки! Сейчас никто так не живёт. Сейчас все живут для себя». 

Я смотрю на ребят, которые потянулись из школы и стягивают один сапог, наступая на пятку другим. На маленькую Карину, которая сейчас наверху делает уроки, сдувая с глаз чёлку каждые полминуты. Когда, малышкой, она появилась в этом доме, то говорила, что здесь скучно, потому что нет шприцов, с которыми можно играть. Её мама делала уколы папе, папа – маме, а она играла со шприцами в больничку – лечила их. Слушаю, как Саша с Ларисой рассказывают, что однажды к ним пришел их родной сын Илья и спросил: «Так, я что, тоже из детдома?» И они ответили: «Да, сынок». Потому что все так все. Потому что в их собственном отношении к детям не должно быть никаких различий. Тут на секунду я закрываю глаза, открываю снова, тянусь к чашке с торчащим из неё бумажным ярлычком от пакетика и понимаю: «А ведь эти люди и живут для себя». 

Куратор проекта: Марина Аксенова – директор фонда с ноября 2008 года, в 2014 году закончила курс обучения по программе PRIDE как специалист, который может осуществлять подготовку опекунов, приёмных родителей и усыновителей.

– Ещё кипяточку? – спрашивает Лариса. 

– Да, спасибо. А телевизор вы детям разрешаете смотреть?

– Да, но только вечером, после ужина. Едим мы поздно, потому что ждём папу. Без него они и сами не хотят. В девять садимся за стол, а потом все вместе смотрим фильмы. Меня иногда отпускают наверх своё кино посмотреть. А они здесь обычно остаются – записи из наших поездок пересматривают. Хохот такой стоит! – объясняет Лариса.

– Когда у меня проблемы, я всегда пересматриваю «Иронию судьбы, или С лёгким паром!», – добавляет Александр. 

– Помогает?

– А то! Дети все песни оттуда уже наизусть знают. Сын однажды подходит ко мне и говорит: «Слушай, пап, а где кассета?» Я говорю: «Не знаю, а что?» А он: «Да вот, слово там одно из песни забыл».

В молодости Александр рвался в десантники. И вкусно готовил – любил удивлять домашних кулинарными шедеврами. В 14 лет освоил швейную машинку «Зингер», потому что хотел красиво одеваться. Сейчас говорит: «На кухню я не лезу. Мужчина должен руководить в семье». Впрочем, Ларисе он разрешает иногда поруководить стройкой, когда ей очень хочется. 

В создании нового дома дети принимают непосредственное участие, и на Новый год у Деда Мороза пацаны просят личный молоток. 

– Мам, помнишь, здесь баня была? А теперь бах – и наш дом! – рассуждает Серёжка. 

В феврале, когда в воздухе почему-то начинает пахнуть весной и снег как будто бы начинает немного таять, у папы Саши начинается беспокойство. Он вспоминает, что в их детском доме живёт 140 детей, а ещё же область, а ещё дома ребёнка! И эти детские лица, большую часть из которых он и не видел никогда, не дают ему покоя. Очень многие из его сыночков и дочерей появились в доме именно после того, как в город приходил этот безумный февральский воздух, по велению которого они с Ларисой шли оформлять документы и знакомиться с новым будущим ребёнком.

– Марина Анатольевна, а вы ведь будете очень заняты в этом феврале?

– Ну, как всегда, а что?

– Да, нет, ничего.

 

Мы садимся в машину, Александр провожает нас и хитро улыбается. Маленькая Дашка прижимает нос к стеклу – её можно заметить в синеватом окне второго этажа, если знать, что она там есть. Папа Саша говорит, что весной обязательно научит нас забивать гвозди, если мы приедем. Мы обещаем вернуться. И думаем, что в феврале нужно всё-таки позвонить и узнать, не появилось ли в семье кого-нибудь одиннадцатого. 

 

Записала Ангелина Иванова.

Фотографии Ангелины Ивановой и из личного архива семьи Шелковниковых.

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg