«Это победа ребёнка над собой»

1136

«Как дома: в Ояше»

С тех пор, как в Ояшинском детском доме-интернате был запущен проект «Как дома», прошел уже целый год. Кажется, что гораздо больше. Ведь за эти двенадцать месяцев в жизни и поведении ребят произошли такие изменения, о которых никто раньше и не мог подумать. Специалисты интерната собрались вместе, чтобы подвести итоги года, разработать план дальнейших действий и с гордостью рассказать о том, что Настя играет в «доктора», а Женя сам держит ложку и ест. На что еще способна забота, когда она с уважением?

Как это работает

Теперь дети живут в небольших группах семейного типа по восемь-десять человек, все здесь разного возраста, чтобы было как в обычной семье.

У ребят появился близкий, как мама, взрослый.

День проходит не в зависимости от установленного распорядка, а от потребностей ребёнка.

Появился «семейный час», когда дети проводят время только со своими близкими взрослыми.

Ребята живут и растут в группе, как в обычном доме, у них есть своя столовая и даже свой спортивный уголок.

Каждый день дети учатся общаться друг с другом при помощи обучающей технологии «круг». Взрослый садится с ребятами на ковер и показывает модель игры, например, как перекидывать друг другу мяч, и каждый должен за ним повторить.

Появились новые игры, новые механизмы, благодаря которым дети постоянно обучаются и познают новое, они заняты и увлечены.

Все игры со взрослыми, будь то воспитатели, няни или психологи, у ребят теперь проходят на ковре, теперь все на одном уровне, все равны и чувствуют себя в безопасности.

Что это меняет

В сентябре 2017 года начался третий этап реализации проекта «Как дома: в Ояше». За этот год образовалось три новые группы семейного типа: две мальчиковые и одна для девочек. В каждой группе беспрерывно находится психолог, который отслеживает малейшие изменения и наблюдает за состоянием ребятишек. Психологи стараются запечатлеть происходящие изменения на камеру, ведь даже одна улыбка становится тем самым достижением, которое хочется навсегда сохранить в рамке на столе.  

 

В начале проекта Катя была замкнута и закрыта, в буквальном смысле. Лицо девочки всегда было опущено вниз, она не шла на контакт, закрывала лицо руками и сжималась в комок, когда к ней подходили. Сегодня Катя не просто довольная и улыбающаяся девочка, смело смотрящая тебе прямо в глаза, она начала активно жестикулировать, обнимать своего близкого взрослого, копировать его жесты и даже петь песни вслед за воспитательницей.

– Абсолютно у всех ребятишек есть изменения, все играют со взрослыми, идут на контакт, – рассказывает психолог группы девочек Лариса Викторовна. – Они все ждут похвалы, ищут одобрения, когда всё делают правильно. Активно общаются и играют друг с другом, а не сидят по разным углам, как было раньше. И самое важное,  теперь практически все девочки группы смотрят в лицо.

 

У Наташи огромные изменения. Раньше её нельзя было усадить на стул и успокоить, она постоянно находилась в движении и не могла сосредоточиться на одном предмете, не то, чтобы деле. Сегодня Наташа больше не ходит беспрерывно по комнате. Девочка занята важным делом: она внимательно изучает картинки в книге, перелистывает страницы и погружается в изучение новых красок. Вот к ней подходит другая девочка, Соня, и протягивает книгу. В ответ Наташа протягивает Соне свою книгу, и спокойно берёт ту, что ей предложили. Она понимает, что происходит равный обмен. Психологи светятся улыбками. Никто бы и подумать не мог, что такое возможно!

 

В самой группе теперь царит спокойствие, каждый занят своим делом, никто не бегает без причины по комнате и не плачет. Наташа сидит на диване и раскладывает какие-то фигурки, передвигает их, роняет и снова поднимает. Она играет, сама придумала игру, сама обозначила правила и теперь увлеченно наблюдает за своими действиями. Для неё это серьезный результат, полноценная самостоятельная активность и продуманный игровой процесс.

–  Мне, как психиатру, очень интересно наблюдать, как дети, без медицинской  помощи, сами становятся расслабленными и не напряженными, сами идут на контакт и позволяют взрослым с ними играть. Мне стало легче и интересней работать, наблюдаешь за результатами и думаешь, что же будет дальше, – рассказывает врач-психиатр Елена Анатольевна.

 Вот, Настя и Вика играют в доктора. Вика неподвижно лежит и притворяется пациентом, а ведь раньше ее невозможно было удержать на одном месте хотя бы минуту. Теперь девочка расслаблено лежит и ждёт игрушечных таблеток. Настя изучает чемоданчик доктора. Достает шприц, смотрит на него, думает пару секунд, закрывает чемоданчик, сначала протирает руки Вики ваткой, потом ставит укол, кладет шприц обратно, захлопывает чемоданчик.

Серьёзное отношение к деталям, точное копирование действий врача, спокойная Вика и сосредоточенная на игре Настя. Всё это заставляет специалистов только удивленно наблюдать и ждать следующих результатов.

Наша задача – выработать в ребятах механизмы саморегуляции. Даже у годовалого ребенка есть эти процессы, когда он сам что-то делает, открывает, закрывает и куда-то несет. Это собственное поведение, собственная инициатива, собственная занятость и собственная активность, всё собственное. Мы постепенно формируем у ребёнка способность быть самим собой, играть самому. Это победа ребёнка над собой и наша вместе с ним, - рассказывает куратор проекта Татьяна Николаевна.

Большие изменения произошли у самих воспитателей. Если он является близким взрослым, то это действительно заметно. Своих детей они называют очень ласково: «Моя доченька», – рассказывает Евгения Вячеславовна, педагог дополнительного образования Ояшинского интерната. Мы все начали думать по-другому. Воспитатели работают с интересом, потому что есть результат, они его сами видят и могут часами рассказывать о том, как изменился его ребёнок.

Все те изменения, которые произошли за этот год с Катей, Наташей, Соней, Викой и еще с десятком ребятишек заставляют поверить в чудо как воспитателей, так и самих врачей. Мы хотим поблагодарить каждого, кто активно помогает проекту, без вас эти результаты не были бы возможны. Благодаря вам, проект «Как дома: в Ояше» развивается и набирает силу, с каждым днём появляются всё новые результаты, новые изменения в жизни детей, новые шансы на счастливое будущее.

В наступающем году перед специалистами стоят большие цели и серьёзные задачи, новые группы для мальчишек открылись совсем недавно –  в сентябре, предстоит большая работа. Для каждого из ребят разрабатывается личный план развития, пошаговая стратегия для решения конкретной задачи. Мы верим, что если проект будет развиваться, то совсем скоро Серёжа войдёт в «круг» и начнёт общаться со сверстниками, а Максим совсем перестанет раскачиваться. Ведь, прежде всего, проект меняет мир взрослого, и, благодаря этому, меняется мир ребёнка.

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg