«Это вы сюда на работу приходите, а мы здесь живем»

412
10 июля, 2020
Htczis1kzvk

Люди, создающие проект «Наука Правильной Заботы» знают, что к детям нужно относится с позиции человека. У детей есть свои переживания и тревоги. Интересы и умения. Мечты и планы. Философия проекта «Наука Правильной Заботы» об этом. О том, как важно слышать и слушать ребенка. И какие большие изменения в жизни несет это умение.

О проекте 

Проект «Наука правильной заботы» действует с 2017 года. Сейчас в проекте 8 детских домов Новосибирской области и 4 региона. Для того, чтобы изменить систему сиротства, необходимо начать постепенно менять механизмы внутри. В рамках проекта проводятся обучающие курсы для специалистов детских домов, супервизии по технологии ИПРЖУ – индивидуального плана развития и жизнеустройства ребёнка, профилактируется эмоциональное выгорание. За ребенком закрепляется значимый взрослый, а значимый взрослый прописывает вместе с ребенком индивидуальную работу. Согласно законодательству РФ, ребенок должен жить и воспитываться в семье, а это значит, что в детский дом он попадает на время. Именно поэтому пребывание в учреждение должно стать перевалочным пунктом, этапом, который улучшит жизнь ребенка с травмой утраты, а не полностью разрушит ее. 

На сегодняшний день в Новосибирской области в рамках «НПЗ» обучены все специалисты, которые работают в учреждениях. Если говорить про другие регионы, то с «Солнечным городом» уже 4-ый год работает Пермь («Солнечный круг») и с этого года к проекту присоединилось еще три региона в рамках гранта от Фонда президентских грантов, Нижний Новгород («Жизнь без границ»), Томск («Меркурия») и Калининград («Верю в чудо»). 

В других регионах 

История дружбы томского фонда «Меркурия» с «Солнечным городом» началась в 2016 года. Тогда при поддержке Новосибирска был запущен проект «Наставник» в Томской области. С тех пор фонды продуктивно сотрудничают. Команда «Меркурии» неоднократно выезжала на обучающие семинары-тренинги в Новосибирск. В настоящее время «Солнечный город» поддерживает своих коллег на расстоянии, постоянно проводя мотивационные тренинги, развернутые консультации по сопровождению проектов. В том числе, и по проекту «НПЗ». 

«В проекте «НПЗ» есть фокус на ребенка, есть упражнения, которые дают понимание того, с какими тяжелыми ситуациями сталкивался ребенок в детстве, какие травмы у него есть, насколько они глубокие. Понимание и проживание их меняет поведение многих педагогов», – говорит Анжелика Хандогина, психолог проекта «Наука Правильной Заботы» в благотворительном фонде «Меркурия», город Томск. 

Мария Черняева, руководитель проекта «НПЗ» в фонде «Верю в чудо» в Калининграде, рассказывает о начале сотрудничества с «Солнечным городом»: «Мы только начинали проект «Наставничество» и поехали с коллегой на обучение в Новосибирск. Тренинг «Базовые компетенции специалистов» изменил во многом мое восприятие нашей работы. Я, как специалист с опытом работы более 15 лет в области реализации благотворительных проектов, более 8 из них посвятила детям-сиротам, но то, как выстроен сам тренинг, как он заставляет нас понимать, и принимать их опыт, помогло мне осознать, как я хочу и как не хочу рассказывать теперь об особенностях таких детей при работе со специалистами. А потом Фонд «Солнечный город» предложил нам участие в программе «Наука правильной заботы», и мы, конечно, с радостью согласились».

По мнению Марии, благодаря проекту прежде всего изменилось отношение специалистов к детям. Взрослым стало легче их понимать, они перестали бороться с ними, воспитывать их. Изменилось и восприятие кровных семей социальных сирот. 

«На супервизиях мы обсуждаем тот путь, который специалисты прошли в программе, и все чаще слышим положительные отзывы. Тренинг по Индивидуальному плану развития жизнеустройства (ИПРЖУ) дал специалистам знания, которые помогут сделать так, чтобы это был эффективный инструмент, который будет служить на благо детей и для удобства специалистов. Это наш первый год работы в проекте и специалисты прошли не все тренинги, думаю, нас ждут еще более приятные и впечатляющие результаты впереди», – говорит Мария. 

Самое ценное в философии «НПЗ» – отношение к детям с позиции сопереживания и принятия. Можно много знать о психологии детей-сирот, о том, какое влияние на личность оказывает воспитание в детском учреждении, но без эмпатии, возможности пропустить это через себя – эти знания недорого стоят. 

«Важно бесконечно сопровождать специалистов учреждений. И это нормальная история, я ее не расцениваю как непрофессионализм. Я считаю, что супервизия в социальной сфере должна присутствовать как у профессиональных психологов-терапевтов. Когда ты находишься в одной и той же социальной деятельности у тебя появляются некие зашоры, которые нужно снимать. Для этого необходимо взаимодействовать со специалистами. Для этого нужно обсуждать кейсы. Нужно привлекать специалистов системы профилактики, а не решать это все самостоятельно», – говорит Анна Волкова, куратор проекта в Новосибирске. 

«Многие специалисты, работающие в детских домах, впервые для себя смогли связать, казалось бы, различные сферы: нормативную документацию и интересы детей. Более того, взрослые, работающие с детьми, начинают говорить на одном понятном языке, «про детей». Для нас очень важно взаимодействовать с командой единомышленников в различных учреждениях региона, в глазах которых мы видим вдохновение», – говорит Анастасия Никитина, куратор проекта «Наука правильной заботы» на территории Нижегородской области 

5 базовых принципов 

Специалисты, знакомые с проектом «Наука Правильной Заботы», наизусть знают 5 принципов помощи детям: защищать, удовлетворять потребности в развитии, поддерживать связь с биологической семьей, создавать постоянную семейную среду, работать в команде. Вместе с Анной Волковой, куратором проекта, а также Светланой Миллер, программным директором проекта, мы попытались выявить 5 базовый принципов в работе с воспитателями.

 

 

 

«Я понимаю, что пока я работаю в организации «Солнечный Город», я точно буду с людьми, которых учила. Причем, независимо от того, где они находятся. Во Владивостоке, в Казахстане, в Калининграде или еще где-то. Все люди, которые меня слушали, имеют небольшой бонус. Они могут обратиться ко мне в любое время, и я всегда им помогу», – делится Светлана.

В чем разница 

«Идеальный воспитатель – это тот, кто слышит. Кто видит. Понимает. А все остальное не имеет значения. И сейчас таких воспитателей стало больше в учреждениях», – говорит Анна Волкова, куратор проекта. 

Ребенок прежде всего. В этих словах 3 года непрерывной работы проекта, вся его философия. Разница между воспитателем, участвующим в проекте, и воспитателем, который ничего не слышал о НПЗ в том, что первый будет принимать любое решение (абсолютно любое), в первую очередь, ориентируясь на интересы детей. 

«Философия проекта заключается в важности учитывать интересы детей, оставаясь в позиции взрослого. Идея проекта не в том, чтобы из специалиста сделать друга ребенку и попустительски относится к нему. Нет. Ты принимаешь решения из позиции взрослого, как ребенку лучше, учитывая его интересы. Это на самом деле очень сложная задача», – говорит Анна Волкова, куратор проекта. 

Анна сама когда-то работала в детском доме. В одном из разговоров с ней дети однажды обронили такую фразу: «Это вы сюда на работу приходите, а мы то здесь живем». Простая мысль о том, что место работы воспитателей – это настоящий дом для детей, стала отправной точкой в определении концепта «НПЗ». Вряд ли бы кому-то из нас понравилось, что домой к нам приходил бы человек и указывал, когда гулять, когда не гулять, когда стирать или готовить. В этом разница. Не указывать, а уважать. Советовать. Прислушиваться. Слышать. Говорить на равных. Возвращать ребенку ощущение нужности. Осознание того, что он такой же человек, как и ты. С таким же правом на счастье и любовь. 

Показатель успешности 

Успешность проекта «НПЗ» можно разделить на осязаемую и не осязаемую. Если говорить про осязаемую, то это показатель заполняемости документов, регулярное ведение ИПРЖУ и т.д. Некоторые осязаемые показатели: 

- Дети отмечают, что расписание воспитателей им понятно, есть место и возможность хранить свои личные вещи в недоступном для других месте; оценивают свое внутреннее ощущение, как безопасное. Ощущение безопасности проживания в учреждении у детей возросло на 55%;

- Дети понимают причину помещения в учреждение, способы взаимодействия с родителями, отмечают, что воспитатели проговаривают, подготавливают к возможным переменам в его жизни, у детей есть возможность в любой момент пользоваться своими личными вещами. Ощущение постоянства и предсказуемости в жизни детей возросло на 64%;

- Дети отмечают возможность взаимодействия с родственниками, общение с воспитателями о родителях, совместное проживание с родными братьями и сестрами. Поддержание связи между детьми и их биологическими семьями возросло на 42%;

- Дети отмечают, что им помогают справляться со стрессовыми ситуациями, своими негативными эмоциями, объясняют причины их поведения; уделяют внимание и помощь трудностям в обучении. Удовлетворение потребностей в развитии и преодоление задержек в развитии возросло на 43%;

- Дети принимают участие в совместных решениях группы, в большинстве случаев спрашивают желание ребенка о посещении тех или иных мероприятиях. Учет мнения ребенка возрос на 48%;

- Значимый взрослый появился у 83% детей. Воспитателя они воспринимают членом группы, ощущают его близким для себя человеком и охотно обращаются за помощью. 

С неосязаемой успешностью сложнее. Ее нельзя потрогать или сфотографировать. Можно только почувствовать. Проект можно назвать успешным, когда приезжаешь в группу и видишь, как ребенок незаметно подошел, молча положил голову на плечо воспитателю, а она его погладила. Невербальные знаки внимания, обрывки диалогов, улыбки и взгляды – это признаки того, что механизмы системы сиротства меняются. 

«Здорово, когда воспитатели начинают разговаривать, используя словечки, которые ты говорил им на обучении. Например, «бегущая строка». Тебе кажется, что ты хорошо скрываешь какую-то эмоцию, но твоя мимика тебя выдает. Когда этой «бегущей строки» нет в отношениях воспитателей и детей – это победа. На самом деле, чтобы понять, есть изменения или нет, нужно просто посмотреть на воспитателей и детей и послушать, о чем они общаются. Все становится ясно», – говорит Светлана Миллер, программный директор фонда.

Рассказать друзьям
close icon
socialsocialsocialsocialsocial
mobile bg