Личный кабинет
Вход и регистрация
Личный кабинет
Вход и регистрация
Сегодня в стране активное время перемен. Мы чувствуем, как необычайно остро стоит вопрос о качестве комплексной медико-педагогической помощи и социальном сопровождении детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка. Исторически детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в раннем возрасте, оказывалась помощь в домах ребенка. До 1985 года это была в основном медицинская помощь.
Вот уже 25 лет в домах ребенка действует коррекционно-педагогическая служба, которая осуществляет социально-психолого-педагогическую помощь малышам. Сложившаяся система коррекционно-педагогической работы — это часть единого реабилитационного процесса в доме ребенка. Достигнуто очень много. Сформированы условия для специальных занятий с детьми — развивающая среда в группах, центры коррекционной работы, внедрена система диагностики нервно-психического, в том числе, социального, а также по линиям развития детей. Накоплен опыт формирования индивидуальных пошаговых программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Все наши воспитанники — это дети из группы риска по социально-педагогической дезадаптации. В сравнении с периодом 10 — 20 лет назад и более качество нервно-психического и социального развития воспитанников значительно улучшилось. Но сегодняшний уровень требований общества к качеству развития личности предполагает существенные изменения в жизнеустройстве детей и в доме ребенка. При непосредственном сопровождении и активной роли Детского благотворительного фонда «Солнечный город» и его директора Аксеновой Марины Анатольевны в настоящее время внедряется Проект «Модернизация ГБУЗ НСО специализированного дома ребенка № 2», рассчитанный на 2010-2012 годы.
Цель проекта. Улучшение качества жизни, комплексной помощи и реабилитации воспитанников дома ребенка на основе современных достижений психологии детей раннего возраста.
В рамках проекта ДБФ «Солнечный город» в 2010 году организовал для главного врача дома ребенка Стремоуховой Г.А. и старшего воспитателя Дубакиной Т.Н изучение опыта работы Дома ребенка № 13 Санкт Петербурга по «семейной модели». Наша встреча в Санкт — Петербурге с Мухамедрахимовым Р.Ж., доктором психологических наук, профессором, зав.кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ, Пальмовым О.И, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, руководителем специальности «Клиническая психология младенческого и раннего возраста» СПбГУ, Никифоровой Н.В., главным врачом и другими специалистами дома ребенка № 13 Санкт Петербурга способствовала глубокому переосмыслению положения детей в современных домах ребенка .Нами был изучен практический опыт изменений в Санкт Петербургском доме ребенка № 13, также — научно — практические материалы совместного Росийско — американского исследовательского проекта "Влияние изменения социального окружения на психическое развитие детей в домах ребенка«(2000-2005г). Мы активно присоединились к идеям обновления системы жизнеустройства, оздоровления, воспитания и обучения детей с учетом современных знаний психологии о детях раннего возраста.
Главный ожидаемый результат нашей деятельности сегодня
А также — постоянное снижение риска отставания в нервно-психическом и социальном развитии детей на 20-30 %от показателей 2009 — 2010 года.
В рамках проектной деятельности мы определили нашу Миссию и Ценности.
Миссия:
Ценности:
В феврале 2010 года Национальный фонд против жестокого обращения с детьми принял Дом ребенка № 2 в профессиональное объединение «Ассоциацию содействия модернизации домов ребенка» России. Именно это событие дало нам эмоциональный толчок для продвижения изменений в доме ребенка. Пока мы находимся в ожидании продолжения отношений взаимодействия с Национальным фондом.
В доме ребенка реализуются следующие направления работы по изменению условий жизни воспитанников.
Сегодня можно сказать о том, что в доме ребенка охвачено обучением знаниям психологии детей раннего возраста практически 90% персонала. Повышается мотивационный уровень членов коллектива к качественно новой деятельности по оказанию помощи детям — расширению возможностей «материнской функции» и, в целом, гуманистической и личностно — ориентированной направленности «взрослый — ребенок». Группа работает по командному принципу — медсестра, воспитатель и младшая медсестра в равной степени отвечают за социально-эмоциональное благополучие каждого воспитанника группы, обеспечивают эмоциональную доступность.
Следующий этап командной работы предполагает необходимые изменения в традиционных способах работы служб дома ребенка — практическое изучение и внедрение профессиональной супервизии персонала специалистов дома ребенка (т.е. профессиональное консультирование с наблюдением и позитивной обратной связью). Командное изучение данного организационного вопроса будет осуществляться в феврале 2011 года при участии к.п.н. Пальмова О.И.
В доме ребенка актив педагогов разрабатывает образовательную программу для работы с детьми раннего возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования», а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Данная программа позволит педагогическому коллективу более эффективно с учетом психологического возраста каждого ребенка осуществлять коррекционно-педагогическую помощь.
ДБФ «Солнечный город» наш идейный наставник и настоящий друг по пути модернизации деятельности дома ребенка. Из «Солнечного города» в доме ребенка работает музыкальный руководитель Малышкина О.Г., которая активно реализует программу художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста, проводит комплексные занятия, развлечения и праздники, ведет работу с малышами по развитию у них голоса, элементарных певческих умений. «Солнечный город» помогает нам реализовывать программы социального развития наших детей — организует детей на культурные программы в кукольный театр, катание детей на лошадке и т п. Педагоги Фонда, которые работают с детьми в больницах города, частые гости нашего дома и участники наших конференций, семинаров-практикумов. Мы с удовольствием взаимодействуем с ними, делимся педагогическими материалами и опытом. Когда есть такие надежные друзья как «Солнечный город», мы увереннее шагаем по пути преобразований и повышения профессионализма наших специалистов и улучшения качества жизни воспитанников. А это значит, что мы на правильном пути — мы заботимся о счастливом детстве детей, помогаем им справиться с той сложной ситуацией, в которую они попали. Думаю, что у нас впереди еще очень много задач и интересных дел по оздоровлению, социальному, эмоциональному, познавательному и личностному развитию малышей. В качественной реализации этих задач наш профессиональный долг и человеческая миссия.
Т.Н. Дубакина, старший воспитатель,
педагог — дефектолог ГБУЗ НСО
специализированного дома ребенка № 2 г.Новосибирск