Инновации в доме ребенка: по пути модернизации

1058

Сегодня в стране активное время перемен. Мы чувствуем, как необычайно остро стоит вопрос о качестве комплексной медико-педагогической помощи и социальном сопровождении детей раннего возраста, проживающих в домах ребенка. Исторически детям — сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в раннем возрасте, оказывалась помощь в домах ребенка. До 1985 года это была в основном медицинская помощь.

Вот уже 25 лет в домах ребенка действует коррекционно-педагогическая служба, которая осуществляет социально-психолого-педагогическую помощь малышам. Сложившаяся система коррекционно-педагогической работы — это часть единого реабилитационного процесса в доме ребенка. Достигнуто очень много. Сформированы условия для специальных занятий с детьми — развивающая среда в группах, центры коррекционной работы, внедрена система диагностики нервно-психического, в том числе, социального, а также по линиям развития детей. Накоплен опыт формирования индивидуальных пошаговых программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

Все наши воспитанники — это дети из группы риска по социально-педагогической дезадаптации. В сравнении с периодом 10 — 20 лет назад и более качество нервно-психического и социального развития воспитанников значительно улучшилось. Но сегодняшний уровень требований общества к качеству развития личности предполагает существенные изменения в жизнеустройстве детей и в доме ребенка. При непосредственном сопровождении и активной роли Детского благотворительного фонда «Солнечный город» и его директора Аксеновой Марины Анатольевны в настоящее время внедряется Проект «Модернизация ГБУЗ НСО специализированного дома ребенка № 2», рассчитанный на 2010-2012 годы.

Цель проекта. Улучшение качества жизни, комплексной помощи и реабилитации воспитанников дома ребенка на основе современных достижений психологии детей раннего возраста.

В рамках проекта ДБФ «Солнечный город» в 2010 году организовал для главного врача дома ребенка Стремоуховой Г.А. и старшего воспитателя Дубакиной Т.Н изучение опыта работы Дома ребенка № 13 Санкт Петербурга по «семейной модели». Наша встреча в Санкт — Петербурге с Мухамедрахимовым Р.Ж., доктором психологических наук, профессором, зав.кафедрой социальной адаптации и психологической коррекции личности СПбГУ, Пальмовым О.И, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры социальной адаптации и психологической коррекции личности, руководителем специальности «Клиническая психология младенческого и раннего возраста» СПбГУ, Никифоровой Н.В., главным врачом и другими специалистами дома ребенка № 13 Санкт Петербурга способствовала глубокому переосмыслению положения детей в современных домах ребенка .Нами был изучен практический опыт изменений в Санкт Петербургском доме ребенка № 13, также — научно — практические материалы совместного Росийско — американского исследовательского проекта "Влияние изменения социального окружения на психическое развитие детей в домах ребенка«(2000-2005г). Мы активно присоединились к идеям обновления системы жизнеустройства, оздоровления, воспитания и обучения детей с учетом современных знаний психологии о детях раннего возраста.

Главный ожидаемый результат нашей деятельности сегодня

  • это реализация структурных изменений,
  • сформированная «семейная модель» проживания детей в доме ребенка,
  • уменьшение количества детей в группах,
  • организация совместной жизни детей разного возраста и разного уровня развития, обеспечение стабильности социального окружения детей — постоянства ухаживающих взрослых и их эмоциональная доступность.

А также — постоянное снижение риска отставания в нервно-психическом и социальном развитии детей на 20-30 %от показателей 2009 — 2010 года.

В рамках проектной деятельности мы определили нашу Миссию и Ценности.

Миссия:

  • мы формируем новое качество жизни детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, по «семейной модели проживания»;
  • мы стремимся к высокому профессионализму в своей деятельности, установлению личностно — ориентированных отношений «взрослый — взрослый», «взрослый — ребенок»;
  • мы делаем семьи счастливыми«.

Ценности:

  • порядочность;
  • стремление к совершенству;
  • открытость и доброжелательность;
  • ответственность и доверие;
  • инициативность и креативность;
  • командность и результативность;
  • здоровый образ жизни.

В феврале 2010 года Национальный фонд против жестокого обращения с детьми принял Дом ребенка № 2 в профессиональное объединение «Ассоциацию содействия модернизации домов ребенка» России. Именно это событие дало нам эмоциональный толчок для продвижения изменений в доме ребенка. Пока мы находимся в ожидании продолжения отношений взаимодействия с Национальным фондом.

В доме ребенка реализуются следующие направления работы по изменению условий жизни воспитанников.

  1. Введена в проект группа № 2. Начаты структурные изменения в группе — изменен график работы персонала с целью повышения стабильности социального окружения детей, выделены постоянные воспитатели, сформированы две подгруппы детей по 5 человек разного возраста, уровня развития и здоровья, дети и персонал не переводятся в другие группы.
  2. Сформирована предметная развивающая среда в соответствии с индивидуальными задачами воспитания, развития, коррекционной помощи.
  3. Проведено обучение специалистов (ведущих медицинских и педагогических) по программе к.п.н. Пальмова О. И. из Санкт Петербургского университета по темам «Эмоции. Как распознавать эмоции детей», «Забота с уважением», просмотр и обсуждение фильма «Ранние отношения».
  4. Педагогом-психологом, старшим воспитателем проводится обучение персонала групп и всех служб по данным темам с использованием видео и методических материалов, подготовленных специально для проекта.
  5. Еженедельно проводятся встречи команды специалистов, на которых последовательно обсуждаются вопросы организации жизни детей и работы персонала , формируются локальные документы для сопровождения проекта (должностные инструкции для персонала групп , циклограммы деятельности работников групп и всех специальных педагогов, обсуждение инновационных подходов к традиционной деятельности).
  6. Введен «Семейный час» в пяти группах. Он проводится ежедневно в каждой подгруппе один час в утреннее время с 9.00 до 10.00 и один час после дневного сна с16.00 до 17.00.
    «Семейный час» — это время, когда воспитатели и дети проводят время в игровом взаимодействии. В это время с детьми только близкий взрослый. Рекомендуемые формы работы — «круг» — в интимной, семейной обстановке дети получают уроки социального воспитания — разговаривают о том, что происходит с детьми в данный момент, что они чувствуют, учатся делиться своими чувствами, говорить про это, проживать опыт заботы друг о друге, опыт любви друг к другу и т.п.
    В «семейном часе» иногда участвуют педагог-психолог, педагог-дефектолог для расширения опыта детей.
  7. На новом качественном уровне внедряются коррекционно-педагогические технологии: метод Монтессори терапии, музыкотерапии, игровой терапии.
  8. Сформирована система мониторинга качества нервно — психического развития детей в динамике для отслеживания результатов психолого — педагогической помощи в период проекта.

Сегодня можно сказать о том, что в доме ребенка охвачено обучением знаниям психологии детей раннего возраста практически 90% персонала. Повышается мотивационный уровень членов коллектива к качественно новой деятельности по оказанию помощи детям — расширению возможностей «материнской функции» и, в целом, гуманистической и личностно — ориентированной направленности «взрослый — ребенок». Группа работает по командному принципу — медсестра, воспитатель и младшая медсестра в равной степени отвечают за социально-эмоциональное благополучие каждого воспитанника группы, обеспечивают эмоциональную доступность.

Следующий этап командной работы предполагает необходимые изменения в традиционных способах работы служб дома ребенка — практическое изучение и внедрение профессиональной супервизии персонала специалистов дома ребенка (т.е. профессиональное консультирование с наблюдением и позитивной обратной связью). Командное изучение данного организационного вопроса будет осуществляться в феврале 2011 года при участии к.п.н. Пальмова О.И.

В доме ребенка актив педагогов разрабатывает образовательную программу для работы с детьми раннего возраста в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре «Основной общеобразовательной программы дошкольного образования», а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Данная программа позволит педагогическому коллективу более эффективно с учетом психологического возраста каждого ребенка осуществлять коррекционно-педагогическую помощь.

ДБФ «Солнечный город» наш идейный наставник и настоящий друг по пути модернизации деятельности дома ребенка. Из «Солнечного города» в доме ребенка работает музыкальный руководитель Малышкина О.Г., которая активно реализует программу художественно-эстетического воспитания детей раннего возраста, проводит комплексные занятия, развлечения и праздники, ведет работу с малышами по развитию у них голоса, элементарных певческих умений. «Солнечный город» помогает нам реализовывать программы социального развития наших детей — организует детей на культурные программы в кукольный театр, катание детей на лошадке и т п. Педагоги Фонда, которые работают с детьми в больницах города, частые гости нашего дома и участники наших конференций, семинаров-практикумов. Мы с удовольствием взаимодействуем с ними, делимся педагогическими материалами и опытом. Когда есть такие надежные друзья как «Солнечный город», мы увереннее шагаем по пути преобразований и повышения профессионализма наших специалистов и улучшения качества жизни воспитанников. А это значит, что мы на правильном пути — мы заботимся о счастливом детстве детей, помогаем им справиться с той сложной ситуацией, в которую они попали. Думаю, что у нас впереди еще очень много задач и интересных дел по оздоровлению, социальному, эмоциональному, познавательному и личностному развитию малышей. В качественной реализации этих задач наш профессиональный долг и человеческая миссия.

Т.Н. Дубакина, старший воспитатель,

педагог — дефектолог ГБУЗ НСО

специализированного дома ребенка № 2 г.Новосибирск

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg