Как избежать возврата ребенка из приёмной семьи?

87
06.03.2019
Wtuvpdxh40g

Каждый день в России 14 детей возвращаются в детские дома из приемных семей. Всего лишь цифра. Но за каждой стоит судьба одного конкретного ребёнка, которого снова не приняли, обманули, оставили, вернули.

Как избежать возврата ребенка из приёмной семьи? Ответ на этот непростой вопрос мы вместе с сотней специалистов из сферы социального сиротства пытались найти на нашей конференции по сопровождению замещающих семей, организованным нашим фондом при поддержке Фонда президентских грантов.  


Нельзя заранее быть уверенными, что приемные родители справятся со сложными травмами ребенка, а ребенок полностью адаптируется к новой жизни. Поэтому самая главная задача специалистов - снизить риск возникновения семейного кризиса. А если он уже наступил, то помочь с ним справиться. 

Поэтому на конференции "Технологии работы с замещающей семьей" мы обсуждали вопросы, которые волнуют приёмных родителей. Те, с которыми они приходят к нам: сексуализированное поведение ребенка, психиатрия, неуправляемое поведение подростка и переживание горя утраты.

Ещё на семинаре выступали наши коллеги из фонда «Волонтёры Сибири», они рассказали о разнице между психиатром, психотерапевтом и психологом. И объяснили, в каких случаях и почему важно обращаться к тому или другому. Потому что часто специлисты путаются и обращаются не к тому специалисту, который необходим. И теряют время, которое так важно в критической ситуации.

"Мы решили не говорить со специалистами про статистику возвратов и не обсуждать этапы и варианты сопровождения замещающих семей. Эти технологии уже отработаны и более менее ясны. Мы говорили на более узкие темы. Например о том, как помочь ребенку пережить горе утраты, как с этим справляться приемной семье. Для нас было важно не просто обсудить причины, а дать конкретные инструменты. И дать их так, чтобы специалист мог помочь родителю и объяснить ему, что происходит с ребенком. Сложность еще в том, что в городе легче найти хорошего психотерапевта или психолога, а в районах области это крайне сложно", - рассказывает Анна Волкова, заместитель директора фонда "Солнечный город", - рассказывает Анна Волкова, заместитель директора фонда "Солнечный город".

«Семинар оказался очень полезным. К сожалению, в нашей деревни нет толкового психиатра, а про других узких специалистов – вообще молчу. В городе возможностей в этом плане больше, конечно. А нам сложно по каждому вопросу выезжать за 200 км. Поэтому я очень рада, что дали конкретные технологии и инструменты, которые мы сможем применять прямо на местах», - поделилась своими впечатлениями Яна Перевозчикова, специалист службы сопровождения замещающих семей Маслянинского района.

На конференции мы подробно разбирали каждую тему. Например, так мы говорили на тему горевания: Обсудили, что иногда бывает, что ребенок, находясь в приёмной семье, узнает какую-то историю о своих кровных родителях. Он начинает переживать, горевать о своей кровной семье. Приёмные родители начинают волноваться и не знают, что им делать. А ребёнку очень трудно пережить этот момент в его жизни самостоятельно. Поэтому в этот период очень важно помочь принять правду не только ребенку, но и приёмным родителям. Очень важно помочь пережить им этот момент вместе. Если понимаешь, значит принимаешь.


Также на семинаре мы поставили перед собой важную задачу: дать специалистам технологию, чтобы они могли самостоятельно находить несколько вариантов решения проблемы. Эта технология - мозговой штурм. Вместе с ними мы накидывали решения, обсуждали их, иногда даже спорили. Таким образом, мы подвели итог. И в конце семинара у нас получился список эффективных методик помощи приёмным семьям: 

  • Технология 15 минут - общаться с ребенком минимум 15 минут в день на отвлеченные и интересные ему темы (не про оценки в школе, а про самого ребёнка) для того, чтобы установить с ним доверительные отношения. Как только появляется доверие, многие проблемы исчезают сами собой. Ребёнок делится с родителями своими переживаниями, а родители начинают лучше понимать ребёнка, принимать его. Теперь они смогут вовремя ему помочь, вовремя предупредить, например, то же сексуализированное поведение или самовольные уходы.

 

  •  Наставничество - найти для ребенка старшего друга-наставника. Важно отметить, что это не замена приемных родителей, а дополнительная поддержка для них. Дополнительная помощь. Очень часто это помогает в тех случаях, когда ребенка воспитывает бабушка или дедушка, которым уже тяжело уследить за активными внуками. Опыт коллег доказывает, что этот инструмент очень эффективен. 

 

  • Обучение школ - самая кризисная из проблем в приемных семьях. Очень важно снять напряжение во взаимоотношениях детей с учителями, чтобы педагоги понимали ребенка, его травмирующий опыт и могли правильно помогать ему. 

 

  • Медиация - привлечь третьего человека не из системы для решения возникшей проблемы. Этот человек не будет заинтересован в чьей-то поддержке. Он просто поможет всем выговориться и разобраться, в чем же все-таки проблема. В нашей практике был случай, когда приёмная мама хотела отказаться от сына. В итоге оказалось, что причиной стала плохая успеваемость ребёнка в школе. Со временем эту проблему получилось решить, мальчик стал лучше учиться, мама успокоилась, и они до сих пор живут вместе.
  • Групповые выезды и семинары для родителей - организовывать и проводить их для предотвращения эмоционального выгорания, обмена опытом и общения родителей друг с другом.


Мы верим, что общими усилиями мы сможем снизить процент возвратов, ведь дети должны расти в семье, а не возвращаться в детские дома.

Рассказать друзьям
Напишите нам!