Личный кабинет
Вход и регистрация
Личный кабинет
Вход и регистрация
ИПРЖУ – пять букв, которые складываются в не очень привлекательную аббревиатуру. А между тем, в них – прошлое, настоящее и будущее ребенка. В них история его жизни и четкий план помощи. Но для многих руководителей учреждений этот документ, как дополнительный набор бумажек (плюс к личному делу, бесконечным планам и справкам). К его заполнению относятся формально, не видя в нем смысла. А тем временем, Индивидуальный план развития и жизнеустройства ребенка – это прекрасный и, пожалуй, самый важный инструмент для работы.
Что чувствует ребенок, когда попадает в детский дом. Состояние очень схожее с тем, когда теряешься в лесу. Вроде вокруг знакомые места, но куда идти непонятно. Страшно, тревожно, грустно. На розыск пропавшего человека отправляется команда спасателей и неравнодушных людей. У них есть четкий план поиска, и они понимают друг друга практически без слов, на уровне жестов и сигналов. Ребенку, который попал в детский дом, нужна точно такая же команда профессионалов и четкий план помощи. Поэтому уже два года специалисты проекта «Наука правильной заботы» разрабатывают и внедряют уникальные методики работы в рамках Индивидуального плана развития и жизнеустройства.
Индивидуальный план развития и жизнеустройства – это документ, который согласно 481 Постановлению правительства Российской Федерации должен быть у каждого ребенка, попавшего в систему сиротства. ИПРЖУ – это одновременно личное дело и план помощи. В 2016 году фонд «Солнечный Город», совместно с Центром развития семейных форм устройства детей-сирот и Министерством труда и социального развития Новосибирской области, разработал форму документа, а с 2017 года начал внедрять эту технологию в 8 учреждениях на территории Новосибирской области.
На сегодняшний момент наш опыт работы с документом – это описанная и опробованная методика, востребованная не только в Новосибирской области, но и в других регионах.
Мы разработали несколько основных правил работы с ИПРЖУ: документ заполняется раз в 6 месяцев (это позволяет отслеживать результат и видеть эффективность работы), каждый специалист должен писать простым языком, без профессиональных терминов и стандартных формулировок (даже самый далекий от сферы социального сиротства человек должен понять смысл написанного). Правильно заполненный документ, с течением времени, станет биографией ребенка и будет отображать даже самые маленькие позитивные изменения в его жизни, а также работу каждого специалиста: и воспитателя, и психолога, и логопеда, и даже директора детского дома.
В этой статье подробно рассказано об особенностях работы в рамках ИПРЖУ и о том, как один простой документ может изменить жизнь ребенка, воспитателя и целого учреждения для детей-сирот.
Посмотрите, как работает первая «базовая» часть ИПРЖУ через историю жизни одного мальчика*.
Итак, представим, что нашего мальчика зовут Коля. Ему 10 лет. Он попал в детский дом прямо из реабилитационного центра. С этого самого момента все без исключения специалисты детского дома начинают работать над тем, чтобы собрать как можно больше информации о мальчике.
В первой части Индивидуального плана специалисты детских домов заполняют всю известную информацию о ребенке до момента его поступления в учреждение.
В строке «Заключение психолого-медико-педагогической комиссии» описаны все особенности состояния ребенка на момент поступления. А также рекомендации специалистов. Именно на них мы просим сделать акцент. Потому что сама по себе формулировка «Группа здоровья 3» - ничего не значит, особенно для будущих приемных родителей, которые тоже увидят документ перед тем, как познакомиться с Колей.
Раздел «Состояние здоровья» заполняет лечащий врач ребенка, он должен не просто написать диагнозы или план лечения, он должен указать точки в состоянии ребенка, которые могут влиять на его поведение, социальное самочувствие, способности воспринимать новую информацию или учиться.
У Коли в строке «Состояние здоровья» написан диагноз - «Нервное истощение». Сам по себе диагноз может значить, что мальчику нужна специальная диета. Педиатр Коли еще написал, что «истощение» может влиять на способность мальчика адаптироваться в учреждении, в школе он будет быстро уставать, будет рассеянным и невнимательным, а это может привести к раздражению и агрессии. Для воспитателей эта информация очень важна, ведь они могут учитывать её в процессе работы и передать ее учителю Коли, который в свою очередь будет внимательнее относиться к мальчику, давать ему больше отдыхать и не ругать за забывчивость.
После основной информации в Базовой части ИПРЖУ есть пункт: Наставник. Как только ребенок попадает в учреждение, за ним закрепляется конкретный воспитатель, который знает всё о ребенке: его прошлое, особенности здоровья, сильные и слабые стороны. Именно он становится значимым взрослым, которому можно доверять, который принимает и верит в будущее своего подопечного.
Представим, что Коля регулярно попадал в реабилитационные центры. Зимой, его забирали из семьи, потому что дома холодно и печку топить нечем. Весной его вернули к маме, но летом снова забрали, потому что гулял до самой ночи. Осенью маму мальчика лишили родительских прав, а его перевели из приюта в детский дом. Специалистам необходимо знать каждый этап перемещения и причины, потому что это поможет оценить негативный и травматичный опыт ребенка, узнать, как он переживал повторный возврат в приют.
В ИПРЖУ мы рекомендуем писать не только места, где успел побывать ребенок, но и указывать специалистов, которые могут подробно рассказать о его перемещениях и причинах.
Из документов Коли, мы узнали, что его мама лишена родительски прав. В свидетельстве о рождении в графе «отец» всегда стоял прочерк. Специалист соц.защиты рассказал, что бабушка мальчика живет в другой области и почти не общается с ним. Братьев и сестер у Коли нет. Есть еще тетя, мамина сестра, но никто не знает, где она живет и как ее найти.
Здесь главная задача специалистов не просто по частям восстановить родственные связи. Но и попытаться наладить отношения и дать возможность общаться ребенку с родственниками.
Эта информация еще важна потому, что помогает избежать недоразумений в общении с ребенком: если в ИПРЖУ отсутствует информация об отце, то значит не нужно спрашивать у ребенка лишний раз про «папу». А вот про тетю можно попытаться узнать подробнее, ведь, возможно, она когда-то приезжала в гости и, например, подарила любимую игрушку.
Важной частью в документе является информация об устойчивых социальных связях ребенка – о тех людях, которые значимы в его жизни, в общении с которыми он нуждается: это учителя, спортивные тренеры, соседи или родители одноклассников. Именно они могут прийти на помощь и поддержать, когда совсем тяжело.
Когда Коля жил дома, он ходил на тренировки по футболу. Петр Иванович, тренер, относился к мальчику хорошо, а ребенок, в свою очередь, очень ценил и уважал его. Если с мальчиком совсем не получается выстроить отношения в детском доме, можно попросить помощи у Петра Ивановича. Главное наладить с ним контакт и вовремя обратиться за поддержкой или советом.
У соседки, тети Маши, можно подробнее узнать про то, каким было детство мальчика, как много времени он проводил на улице, с кем дружил. Была ли у него собака. Все это важно потому, что помогает привнести важные и значимые моменты прошлой жизни в будни детского дома.
Очень важен раздел «Данные о реализации права ребенка на образование», сотрудники детского дома должны знать, ходил ли Коля в детский сад, в какой школе учился и по какой программе. Эти сведения помогут узнать об уровне развития ребенка, о наличии опыта успешности, опыта взаимодействия в системе образования.
В разделе «Особенности травматического опыта» необходимо прописать когда, в каком возрасте был получен этот опыт, что или кто являлось причиной этого (где ребенок успел побывать, кого из близких взрослых потерял, обращался ли с ним кто-то особенно жестоко).
После того, как специалисты центра помощи детям собрали всю доступную информацию о прошлом опыте ребенка, познакомились с ним поближе, можно заполнять раздел «Описание развития и жизнеустройства ребенка по итогам адаптации».
Воспитатель в этом разделе выполняет функцию «родителя»: он описывает, как ребенок ест (хорошо или плохо, что любит, что не любит), как спит (плачет ли ночью или спокойно засыпает), с кем дружит, какие есть интересы. А также описывает, какие-то характерные для ребенка особенности поведения.
Коля, например, не смотрит в глаза взрослым, остро реагирует на разговоры по поводу семьи (начинает плакать, уходит в себя). Не имеет выраженных увлечений, старается избегать общения со сверстниками, но много времени проводит с ребятами, значительно младше его. Коле сложно принимать простые решения, например, что надеть.
Психолог описывает, как ребенок чувствует себя в новой обстановке (в детском доме и школе): как находит общий язык с другими детьми, как справляется с кризисными ситуациями: вступает ли в споры, пассивно относится к конфликтам, игнорирует их. Отдельное внимание психолог должен уделить тому, как ребенок оценивает себя, после пережитого стресса, насколько глубоко внутри него чувство вины за то, что он оказался в детском доме, завышенная или заниженная самооценка.
Также психолог может рассказать о том, какие есть личностные характеристики у ребенка: его сильные и слабые стороны. Дополнительно, мы рекомендуем отмечать ценностную картину мира: что важно и значимо для маленького человека, какие у него в жизни есть ценности и убеждения.
Социальный педагог описывает в этом разделе известный прошлый жизненный опыт ребенка и его окружение. Также соц.пед в базовой части, может рассказать о том, как ребенок общается вне детского дома со сверстниками и взрослыми, как относится к нормам и правилам жизни в учреждении, как его воспринимают другие дети.
Учитель-логопед, учитель-дефектолог описывают состояние ребенка на момент поступления в учреждение: как говорит, есть ли какие-то задержки в речевом развитии (бывает такое, что дети школьного возраста, изъятые из неблагополучных семей, не умеют разговаривать), каков уровень педагогического развития (умеет ли ребенок считать, читать).
Врач-педиатр, «посредник» между ребенком и учреждением. Его главная задача рассказать о том, как тот или иной диагноз может повлиять на способность ребенка к адаптации в учреждении.
После заполнения этой части все специалисты собирают совещание, чтобы определить стратегию работы с ребенком на 6 месяцев: передать кровным родственникам, подготовить к переходу в приемную семью или же готовить к самостоятельной жизни.
Все описанное выше позволяет команде, с одной стороны, сразу обозначить ЦЕЛЬ своей деятельности, а с другой – записать отправную точку своей работы. Зафиксировать, с чем пришел ребенок, чтобы через полгода увидеть результат и оценить, насколько он приближается к поставленной цели.
Раньше ребенок помещался в учреждение бессрочно, поэтому специалистам не нужно было уделять значительное внимание и с детально анализировать все аспекты негативного опыта ребенка. Главными качественными показателями работы всегда были и, к сожалению, остаются: хорошая успеваемость, отсутствие самовольных уходов, участие детей в мероприятиях и конкурсах.
Правильная работа с ИПРЖУ ставит в центр вселенной маленького человека, которому очень нужна помощь взрослых. Индивидуальный план помогает создать вокруг ребенка безопасное пространство, в котором тебя знают, понимают твои ценности и принципы, разделяют твою точку зрения. Взрослые, окружающие ребенка, не игноририруют особенности его развития и воспитания, не забывают о том, что долгое время о нем никто не заботился. Поэтому от ребенка перестают требовать невозможного и учитывают его негативный жизненный опыт.
Этот же документ помогает наладить взаимодействие внутри команды специалистов, отображает результаты и значимость работы, может и должен стать историей успешного изменения ребенка, которую можно будет увидеть и проследить в хронологическом порядке, учесть данную информацию в планировании реабилитационной работы.
А теперь, представим, что специалисты приняли решение подготовить нашего 10-летнего Колю к жизни в приемной семье. О том, как команда будет планировать работу с ребенком, и с чего начнут, мы расскажем в следующем материале.
*Коля - собирательный образ ребенка из детского дома. Его история типична и не раскрывает персональных данных конкретных детей.