Школа в жизни

1794

Обычная серая панелька в спальном районе Новосибирска, обычный подъезд и обычная двухкомнатная квартира.

Ирина стоит на большой кухне и наливает чай, 9 кружек и большой термопод.

- Я недавно стою, чайной ложкой насыпаю сахар в бокалы. В каждый по три. И тут ловлю себя на мысли, а зачем же я столько работы лишней делаю, можно же насыпать по одной столовой!, - говорит она и смеется.

У Ирины 9 детей, 8 из них приемные. Вова, Витя, Илона, Ира, Каринэ и Слава – школьники. Для Ирины – это непросто, сразу 7 подростков, которым нужно помогать с уроками, разбираться со школьными трудностями, поддерживать и мотивировать.

В приемных семьях школа – это особая проблема. Часто дети, которые пережили расставание с родителями и страшный период жизни в детском доме отстают от образовательной программы, получают плохие отметки и не могут найти общий язык с одноклассниками. И дело не в том, что эти ребята какие-то плохие или глупые, дело в том, что они просто не чувствуют себя в безопасности, а значит на психологическом уровне боятся познавать и изучать окружающий их мир. 

В этой статье мы хотим рассказать вам о том, с какими школьными трудностями сталкивается большая семья и почему нам нужны репетиторы.

Вова

- Мама очень сильно болела. У неё рак желудка был. 5 лет назад её не стало. Тогда мне было 11 лет. Мне очень тяжело без мамы. Хотя уже много времени прошло, - говорит Вова. Ему 16 лет, он взрослый и красивый парень.

Вова не умел читать и писать, когда появился в семье Ирины. Пока болела мама, думать о школе было некогда.

 Дети, которых мы видим в учреждениях или приемных семьях, долгое время пропускали школу: не в чем было идти, никто не будил по утрам и не помогал делать уроки. Отсюда огромное количество проблем: нежелание учиться, не умение общаться в коллективе, проблема с дисциплиной и самодисциплиной. Логично, что когда такие дети начинают ходить в школу, появляется много дополнительных проблем.

В 11 лет Вова пошел в первый класс, в обычную общеобразовательную школу. Среди одноклассников он был самым высоким и взрослым. Сначала все шло неплохо, но через три  года парень стал сильно отличаться от сверстников, его перестали воспринимать в классе. Тогда Ирина перевела его в вечернюю школу.

- Нам повезло, в школе ко всем детям относятся хорошо. С ними занимаются, школьную программу осваивают, но процесс очень медленный. А у ребят возраст, наверстывать нужно много всего, - говорит Ирина.

В 2018 году в проект «Вместе с семьей» мы начали привлекать профессиональных репетиторов. Они помогают детям из приемных и опекунских семей осваивать школьную программу и подтягивать оценки. Для семьи Ирины это направление работы фонда – очень хорошая поддержка.

Вова ходит на дополнительные занятия к репетитору по английскому языку, с этим предметом у мальчика пока не складываются отношения, а получить аттестат надо.

- Я не переживаю, что что-то может не получится. Занимаюсь с репетиторами. Скоро вот урок по английскому. Уже месяц хожу. Трудный язык, конечно. Мне турецкий больше нравится. Я его тоже изучаю, - говорит Вова.

- Мне Вова, когда сказал, что хочет турецкий учить. Я ему говорю, сам на курсы зарабатывай, в шутку. А он летом пошел листовки раздавать, и вот теперь сам оплачивает

Вова мечтает хорошо выучить иностранные языки и поехать учиться в медицинский колледж в Турцию. Сейчас он окончил программу начальной школы, перешел в 5 класс. Чтобы стать медиком, ему необходимо догнать сверстников. Это нелегко. Ему приходится очень много заниматься. Каждый год он должен заканчивать сразу по 2 класса. Без помощи репетиторов ему не обойтись.

 

Илона

- Я недавно сижу дома, мне звонит Илона и говорит: «Мам, а мы картошку на зиму купили?». Я прям опешила, говорю: «Илона, а что такое?». А она мне: «Мам, тут рядом с домом, недорого продают». И это в 13 лет. Я в ее возрасте вообще о таких вещах не думала, но она видит, что мне сейчас непросто и старается помогать. А мне хочется, чтобы она еще ребенком побыла», - рассказывает Ирина.

Илона родная дочь Ирины, темноволосая, невысокая ростом девочка. Она разводит дома эксклюзивных больших улиток (в ее коллекции есть альбиносы и жемчужные особи). Сейчас со школой у девочки нет проблем, она хорошо учится и участвует во всех школьных мероприятиях:

- Когда мы переехали в новый район и пошли в новую школу, Илоне трудно было. В старом классе она была главной. А сюда пришла, тут своих хватает.

Другая большая проблема приемных семей – это отношение к детям: им не доверяют и дети, и родители, и учителя. Бывает, что в один момент подросток из детского дома или приемной семьи становится «самым виноватым»: если в школе случилось неприятное происшествие, первым делом проверяют этих детей.

В это же самое время, ребенок, который только-только начал адаптироваться к новым условиям жизни, испытывает дополнительный стресс, еще больше закрывается в себе и окончательно теряет интерес к школе и обучению.

- Но ничего, мы постепенно пережили и этот этап. Сейчас у Илоны много друзей среди одноклассников, - говорит Ирина.

Илона строго смотрит на младших братьев. Одиссей единственный не стесняется камеры, позирует, просит сфотографировать его на диване, рядом с диваном и даже под диваном. За эти пару минут он ещё успел сделать кувырок и даже станцевать под песню собственного исполнения «Эм пам Бо мамба италия».

- У вас всегда так весело? - спрашиваю я.

Она важно, по-взрослому отвечает:

- Это еще ничего!

Ирина, Каринэ и Слава

Муж Ирины – цыган, вместе они 25 лет. За это время Ирина перестала быть «гаджо» (чужой, русской) в семье мужа. Она уважает традиции народа, ценит людей, которые окружают. Детей, которые неожиданно стали ее, старается не отрывать от цыганской культуры.

- Другое дело образование. У цыган не придают этому значения, не у всех, конечно, - оговаривается Ирина, - есть образованные семьи, но в большинстве своем, дети ходят только в начальную школу, или не ходят вовсе.

Ира, Каринэ и Слава, несмотря на школьный возраст, пошли в первый класс только в этом году, когда попали в семью к Ирине.

 - Они по-русски плохо говорили, читать-писать тоже не умели. Пошли вот все в первый класс. Там дети уже все могут. А к нашим другой подход нужен, более глубокий, учить все нужно с самых-самых азов: звуки, буквы, цифры.

Потянуть оплату репетиторов сразу для всех детей Ирина самостоятельно не смогла бы. Слишком дорого. Одно занятие в среднем стоит 500 рублей, а когда детей 6 и к каждому из них нужен особый подход и своя учебная программа – сумма получается совсем неподъемной.

Когда в фонде появилось новое направление помощи приемным семьям, Ира, Каринэ и Слава начали ходить на занятия и заниматься по дополнительной программе:

- Они сначала не хотели к репетиторам: боялись и стеснялись одновременно. На первом занятии были осторожными, а на второе уже пошли с удовольствием. С ними занимаются очень тщательно, начали все с самого начала: звуки, произношение, буквы, - говорит Ирина.

- Им, конечно, сложно. И школа для них – это новый мир. Они как-то мне говорят: «Ну, кто придумал эту школу». А я недолго думая, говорю – «Ленин». А потом проезжаем мимо памятника, они кричат с заднего сидения: «Так вот он какой, этот Ленин», - с улыбкой рассказывает Ирина.

Больше всего Ирина мечтает о том, чтобы у детей было хорошее будущее: образование, профессия, семья. Для этого им всем надо хотя бы закончить школу.

***

Мы точно знаем, что в приемных семьях учеба очень часто становится камнем преткновения. Чем больше двоек, тем выше вероятность конфликтов с учителями, плохого поведения, ухудшения отношений с родителями.

С сентября этого года фонд «Солнечный Город» оплачивает работу репетиторов для 20 ребят из приемных и опекунских семей, чтобы  родителям и детям было проще пережить учебный год. Нам нужно 85 000 рублей ежемесячно, чтобы занятия проходили эффективно и регулярно. Вы можете помочь. Просто оставьте пожертвование: https://www.sgdeti.ru/helps/money_help с пометкой «репетиторы».

В 2018 году проект «Вместе с семьей» (работа Службы сопровождения) реализуется благодаря президентскому гранту.

 

logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg