«Ты приёмная»: взрослым можно доверять?

1052

— Теперь это твой дом, проходи.
Вероника* шагнула в незнакомую комнату.

 

Ещё год назад она была обычным подростком в обычной семье. Каждую субботу она с мамой и папой обязательно ходила в кино. Это было что-то вроде их личной традиции. Мама брала мороженое, а Вероника с папой ели попкорн. Она вообще всегда была папиной дочкой, у них даже были общие шутки.

Папа заболел. Это было как-то нелепо — он, большой и сильный — заболел. Девочке очень сложно вспоминать этот период, всё было как в тумане. Вместо кино теперь они с мамой ездили в больницу, без всякого мороженого и попкорна. А потом папа умер. Мама перестала разговаривать. Нет, не с Вероникой, а вообще. Девочка в 16 лет приняла очень взрослое решение: стать сильной, вместе же они смогут всё пережить? Но мама не смогла, силы закончились, руки опустились, называйте, как хотите. Её больше не хватало на то, чтобы быть мамой.

Однажды в их квартиру пришли две женщины, и попросили Веронику собрать вещи. Они говорили какие-то странные слова, вроде: «удочерённая», «приют», «детский дом».  Наверное, это какая-то ошибка? Ей объяснили одну очень простую, но страшную вещь, которая в голове не укладывается до сих пор: много лет назад Веронику удочерили, и у мамы теперь нет сил её воспитывать в одиночку.

Так девочка оказалась сначала в приюте, а потом в детском доме. Комнату она делит с тремя девчонками, тут как в летнем лагере: четыре кровати, четыре тумбочки, общая столовая. Только из этого лагеря нельзя уехать. Первые месяцы Вероника только плакала. Она очень скучала по папе. Много винила себя в том, что стала обузой для мамы. Ей казалось, что она приложила недостаточно усилий. Что у неё больше никогда не будет семьи, раз от неё отказались дважды.

Спустя некоторое время девочка узнала про проект «Наставничество» и очень захотела, чтобы у неё появился близкий друг. Хоть кто-то. Ещё через пару месяцев её познакомили с Наставницей Александрой. Веронике было очень непросто начать доверять кому-то. В приюте и детском доме с ней работали хорошие психологи, но справиться с низкой самооценкой и чувством вины она не могла.

Саша, в свою очередь, с пониманием и уважением отнеслась к ситуации девочки. Она не лезла с расспросами, зная непростую историю Вероники. Она просто была рядом и ждала. И это принесло плоды: скоро девочка смогла с ней поделиться всем, что так терзало её этот год. Вместе они пытаются поддерживать контакт с мамой, но она всё так же не готова забрать девочку к себе.

Саша и Вероника нашли общие интересы. Они часто ездят по делам Наставницы, им нравится проводить время вместе, гулять. Они даже ходят в кино и всегда берут попкорн. Иногда у девочки бывают спады настроения, но она не уходит в себя, а делится с Сашей своими страхами. Наставница очень сильно её поддерживает, ей это не в тягость. Просто она видит в Веронике взрослую, состоявшуюся личность, со своим прошлым, своей болью, а главное — своим будущим. Она стала её взрослым другом.

Это не стало бы возможным без постоянной поддержки психологов и команды проекта «Наставничество». Саша на связи со специалистами практически всё время. У неё всегда возникали вопросы: как отреагировать на те или иные слова девочки, что сделать, когда она грустит, как её поддержать и что сказать в нужный момент? И психолог всегда готов дать ей ценный совет.
Чтобы поддержать ребёнка в трудной ситуации, есть несколько важных правил. Наши специалисты на предварительном обучении для Наставников подробно про них рассказывают. Именно то, что Саша следовала им, помогло найти контакт с Вероникой и выстроить доверительные отношения.

Во-первых, Наставница не стала сразу расспрашивать ребёнка о его прошлом, не напоминала ей о свежей травме. Девочке было важно самостоятельно пройти через стадии переживания горя без внешних вмешательств. Она сама рассказала об этом, когда пришло время. Во-вторых, Саша была искренней и честно говорила о своих чувствах, не оценивая родителей или других участников прошлого ребёнка. «Мне жаль, что тебе пришлось это пережить», «на твоём месте я бы тоже злилась», «мне грустно, что с тобой это произошло». Часто дети не спрашивают советов, они просто хотят, чтобы их выслушали. И в-третьих — Саша уважала Веронику, которая доверила ей часть своего прошлого. Мы просим наставников не распространять информацию о детях и их историях. Все вопросы обсуждаются только на закрытых встречах с психологом. Это даёт детям чувство безопасности и уверенности в своём взрослом друге. И главное: в основе их отношений лежит честность. Саша сразу сказала, что пришла к Веронике быть другом. Это не подмена приёмной семье.

Вероника уже взрослая, через год она выпустится из детского дома и начнёт самостоятельную жизнь. Но мы знаем, что пока она в учреждении, и после этого, с ней рядом будет Наставница, которая будет с ней общаться помогать во всём. Сейчас Саша — одна из самых близких людей для девочки.
 
*Имя и фото изменено

Что ещё нужно знать о проекте «Наставничество»?

Так бывает не у всех подростков из детских домов. Их реже всего забирают в семью, чем детей младшего возраста, ведь «с ними сложнее». Когда дети никому не нужны, и никто не хочет выслушать то, что гложет их годами – они находят негативные способы привлечения внимания. Механизм простой: «Вы меня не видите? Сейчас я вам такое покажу, что не сможете не увидеть». Дети попадают в «плохие компании», пробуют наркотики, совершают преступления, пытаются покончить с жизнью из-за того, рядом НЕТ БЛИЗКОГО человека, которому можно довериться. Им попросту не у кого учиться самостоятельной жизни, они не знают, как выглядит счастливая семья, перед глазами нет примера состоявшегося близкого взрослого.

Мы знаем, как можно поменять ситуацию, и делаем это уже почти 6 лет в проекте «Наставничество».

Неравнодушных взрослых, которые дружат с подростками из детских домов мы называем Наставниками. Именно они помогают ребятам лучше узнать мир за пределами учреждения, определиться с колледжем или техникумом после выпуска, переехать в общежитие. Старшие друзья всегда на связи с детьми и готовы помочь в трудной ситуации: дать совет или поделиться жизненным опытом. 

«Воспитателей в детских домах зачастую «не хватает» на всех детей, — объясняет куратор проекта. — У них не всегда есть время на то, чтобы поговорить с каждым из них по душам. Поэтому ребёнок может чувствовать себя одиноко. Главная цель проекта — выстраивание дружеских отношений между Наставником и ребёнком. Именно дружба и мотивирует потом взрослых помогать подросткам социализироваться и подготовиться к самостоятельной жизни»

Уже 6-й год мы делаем так, чтобы у подростков в детских домах Новосибирска, Томска, Иркутска, Калининграда, Нижнего Новгорода, Перми и Уфы были Наставники. Дети и взрослые встречаются еженедельно — они общаются, играют в настольные игры, вместе учатся готовить. Проект «Наставничество» — это долгая история дружбы, которая не заканчивается после последнего звонка или после того, когда ребёнок попадает в семью.

500 000 рублей нужно ежемесячно для того, чтобы проект существовал в 7 регионах страны. Раньше проект финансировался по большей части средствами гранта. Сейчас гранта у нас нет. Но нельзя допустить, чтобы один из самых эффективных в стране проектов по работе с подростками из детских домов перестал существовать.

Мы просим вас поддержать «Наставничество» финансово прямо сейчас. Переведите 300, 500 рублей или любую другую сумму на нашем сайте с пометкой «Наставничество». В наших руках сделать так, чтобы у всех детей был друг!

Проект «Наставничество» реализуется в рамках Программы «Растим добро» при поддержке бренда «Добрый» и БФ «КАФ»

sgdeti наставничество nastavnik54
 


logo

Другие новости

logo

Видеорепортажи

5 принципов помощи детям

Мы проводим обучающие курсы для специалистов, которые работают с детьми-сиротами. В основе нашего обучения лежат 5 принципов помощи:

🔑Защищать 🔑Удовлетворять потребности в развитии 🔑Поддерживать связь с биологической семьей 🔑Создавать постоянную семейную среду 🔑

Работать в команде. Обязательно посмотрите видео, в котором наши эксперты подробно рассказывают о каждом принципе. Оно поможет вам лучше понять, что чувствует ребенок, у которого нет родителей! Только меняя мир взрослых, мы сможем сделать жизнь детей из детских домов проще!

 

play-arrow

Как это - работать в детском фонде?

История «Солнечного Города» началась с частной помощи учредителей детям-сиротам  с ограниченными возможностями, живущим в Ояшинском детском доме Новосибирской области.  Эта помощь в апреле 2007 года вылилась в решение о создании фонда, и 16 июля 2007 года
play-arrow

Позвольте себе удовольствие помогать

У всех есть сумма, которая вряд ли что-то изменит в жизни. Но для детей, у которых нет родителей, она значит многое. 

play-arrow

День заботы за день работы

11 апреля - один день, чтобы изменить жизнь особенного ребёнка

play-arrow

Мифы о волонтёрстве

Почему одни люди становятся волонтерами, а другие нет? В этом фильме мы рассмотрели самые распространенные мифы о волонтерском движении, детях и интернатных учреждениях.

play-arrow

Эффект бабочки

Что, если каждое принятое нами решение создает новую реальность? Это фильм об одном решении - решении помогать тем, кто в этом больше всего нуждается.

play-arrow
Prev
Next
close icon
mobile bg